фотоСвидетельство о том, что жителей Ижевска на Руси называли "ижевскими крокодилами", впервые было опубликовано известным собирателем русских сказок, филологом и этнографом Д. К. Зелениным (сыном дьячка из приижевского села Люк, с 1916 года профессором, в 1925 году он основал при Ленинградском университете кафедру этнографии восточных славян). Однако сам обладатель зеленой, как крокодил, фамилии, не объяснил происхождения необычного прозвища. Возможно, его происхождение коренится в "сказочном" названии самого Ижевска.
Именно через призму мифа попытался подойти к названию столицы Удмуртии другой этнограф. «ИЖЕВСК (по-удмуртски – ИЖКАР, ОШКАР)», – уточняет профессор УдГУ, доктор исторических наук В. Е. Владыкин. Приблизиться к очень запутанной разгадке мифологического кода в «этимологии гидронима Ош /Очш Иж» он пытается в своей книге «Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов». Его гипотезу о некоей связи слов Ош/Иж я и беру за основу в расшифровке названия города Ижевска и реки Иж. Хотя заранее предупреждаю, что это лишь гипотеза, гидронимы – самые древние и спорные в расшифровке названия (Ош и Иж – созвучные, но все-таки разные слова), поэтому расшифровку мою надо понимать как условную.
Если же говорить точнее, то слово Иж недостаточно ясно в расшифровке и означает некий водный поток, а слово Ож (Ош) это (водный) змей, бык. Отсюда происходит название древнего города Рязанской земли, в которой есть, кстати, озеро Ижевское, – Ужеск (Ожьскъ), он находится при впадении реки Вожи в Оку.
Отсюда же название закарпатского города Ужгорода на реке Уж (древнерусское уж, праславянское ожъ, финно-угорское ош – змея, червь, водяная змея). Корень иж связан с водным потоком и другими "водными" словами: иж (ижа) – род рыболовной снасти; ижевская (причем с ударением на "а") похлебка – картофельный суп на молоке, "слепой, как бельмо", как "безглазая пелена".
Сравните эти слова с созвучно-ассоциативными "водными", "чрево-червивыми", "бесконечно-кишащими", "вьюжно-слепыми" словами в русских диалектах: кижа – вереница, молочно-густой туман, вьюга, метель, бельмо, полосатый материал, бесчисленное множество чего-то, кого-то, переполненность брюха; кижи – толстые короткие черви (например, в капусте), нечто кишащее.
Не исключено, что некие мифологические, но не лингвистические параллели существуют между рекой Иж и старинным городом "Чертов, Елабуга тож" (по-русски Быков), что расположен недалеко от впадения реки Иж в Каму.
Можно предположить, что в древности слова Ош/Иж ассоциировались с водно-подземным змеем (быком, драконом, чертом), проглатыванием, смертью, "потусторонним" миром и слепотой. Слепота "потусторонних" существ, подобных сказочной Бабе-Яге или гоголевскому Вию – явление международное. Этимология древнегреческого названия Аид (Преисподняя) связана с "невидимостью" (индоевропейское "n-wid-"). "Под "слепотой", - писал в 1946 году выдающийся ленинградский исследователь истоков сказки В. Я. Пропп, - может быть скрыто понятие некоторой обоюдной невидимости. По отношению к Яге это могло бы привести к переносу отношения мира живых в мир мертвых: живые не видят мертвых точно так же, как мертвые не видят живых. Герой, попавший к Яге, слепнет".
Вода была кровью Ижевского завода и реки Иж. Искусственные водоемы как будто продолжали оставаться разновидностями русла реки Иж. Казалось, в вододействующий завод, в его змеящиеся недра и черные дымящиеся трубы вселился дух языческого подземно-подводного божества здешних мест. Это божество и одноименную ему реку предки удмуртов и коми называли Ош и изображали в виде извивающегося дугой из нижнего мира водного потока, имеющего облик одноглавого или двуглавого рогатого ящера-быка, причем главы символизировали единство противоположностей. У древних греков Ошу-Ижу соответствовал Океанос – кусающий свой хвост змей-бык, а у римлян – двуликий Янус, он же Фонт – бог границы и перехода, конца и начала, жизни и смерти.
У римлян бытовало сакральное отношение к текущей воде – родниковой, речной, фонтанной, водопроводной. Храмы строились по берегам рек и источников и посвящались genius loci, то есть "духу места". Имена этих "гениев мест", "локальных гениев" носили реки, гидросооружения. "Духов мест" изображали в виде человеческих или звериных масок. Изо рта масок фонтанировала вода, вечный ее поток не перекрывался.
Через финно-угорского змея-быка Оша, повелителя Страны Смерти, железных руд и оружия, название реки Иж и города Ижевска восходит к древнейшим архаическим пластам мифологического сознания человечества, связанным с подземно-подводным гигантским чудовищем, поглотителем солнца. У различных народов Земного шара поглотитель света имеет разный облик: у индейцев Центральной Америки – ягуара и змея, а в Евразии – дракона, от греческого derkien – "змей с пронзительным взглядом". У народов Евразии дракон может принимать черты реально известных им зверей или их гибридов: рептилии, волка, медведя, быка.
В языческой и христианской иконографии дракон обычно изображается "загнанным" небесным громовержцем в нижний, подземно-подводный "этаж" Вселенной. И лишь в редких случаях, сулящих беду, змей-бык Ош за грехи людские, как бич Божий, помещается над светилом или даже на фоне солнечного диска, затемняя его ясный лик.
Ученые называют миф о поглотителе света и борьбе с ним небесного божества "основным", ибо он во множестве вариантов и образов восходит к одному человеческому архетипу. ОКЕАНОСОМ – божеством одноименной космической реки-океана – называли древние греки подземно-подводного Оша. В английской транскрипции этимологическое родство слов ОШ и ОКЕАН проявляется особенно наглядно. Океанос-поток, по Платону, - единственный бог, который не мог посещать собрания небожителей на Олимпе, Он не имел возможности явиться в мир, ибо через него мир и есть. Он был одновременно везде-нигде, сочетая – в доступном разуму человека образе – небо (крылья), землю (бычья морда), подземный мир (змеевидное тело земноводных). Океанос омывал-опоясывал мир, стягивал его кольцами пра-потока. В сущности, Океанос-Ош, по древним представлениям, это и есть Вселенная.
Согласно современным представлениям, наша Вселенная тоже напоминает змеящегося Оша, представляет собой диск-спираль. Мир возник из материальной сверхплотной точки, которая в силу неясных пока причин начала расширяться. Это расширение, называемое "Большим взрывом", и составляет нашу Вселенную. Ставить вопрос о том, что было до "взрыва" – бессмысленно, так как до него не было ни времени, ни пространства.
Магия имени ИЖ строилась, очевидно, по логике вечного возврата к истоку Вселенной. "Жрецы-филологи", назвав небольшую реку именем пра-потока, чувствовали себя не просто работниками-функционерами, а среди непрерывно длящейся манифестации божественных сил и сущностей.
Река Иж, наверное, понималась первобытными мифотворцами, как след-рана-кровь безбрежного Океана, его от-кровение людям, за которое необходима ответная жертва, ибо только жертва и делает осмысленной человеческую жизнь. Русло-рана-борозда словно что-то записывала для людей, извиваясь и крича от боли-радости от-кровения, а оно чудится в имени ИЖ. Записывала, как возвратиться к вечному истоку после смерти Вселенной.
В основе происхождения названия реки Иж лежат, видимо, очень древние, жреческие, заклинательно-заговорные обряды "названий по имени, выкликаний (…) вызывание чествуемого божества (…), то есть акт воссоздания его сущности, находящейся в имени", если говорить словами известного исследователя мифа Ольги Фрейденберг. Культовая значимость оживляющего (воскресающего) наименования связана с магией уподобления, с верой в тождество имени и вещи. Именуя реку Иж по имени божества, «жрецы-филологи» переживали таинственные силы, находящиеся за пределами видимого мира. Образ того мира обнаруживал свое присутствие в имени вещи этого мира.
Название реки Иж в честь одноименной космической реки-океана произошло еще в языческие времена. А распадение внешних оков Океана и внесение его вглубь человека символически произошло в момент установления креста на Голгофе: основание креста разрубило невидимого Змея в той точке, где голова кусала хвост. Океан выпрямился в линию. А сам крест своими полуразведенными-полуохватывающими "руками-потоками" не являет ли образ разомкнутого кольца Океаноса?
Согласно мифологической традиции, безграничное, всепронизывающее и хаотическое первовещество мирового Океана породило Вселенную. Но миру предстоит погибнуть от огненно-водного Океана, точнее от некоего существа, скрывающегося в его глубинах и ревностно защищающего "старый" порядок. Миф о гибели мира образно выразил петербургский поэт Ф. Тютчев: "Когда пробьет последний час природы, / Состав частей разрушится земных: / Все зримое опять покроют воды, / И Божий лик изобразится в них".