фотоИжевск создавался по подобию двух столиц. Когда-то в Ижевске был Александро-Невский проспект - небольшая копия петербургского Александрийского дворца. Площадь вокруг собора Михаила Архангела называлась аналогично с московской - Красной. Но попытки, воплощенные в камне, разрушили и люди, и время. Однако желание придать Ижевску столичный размах не исчезло до сих пор. В последнее время в городе все чаще стали появляться объекты с архитектурными изысками. В первую очередь это касается Дворца президента, недавно отреставрированного вокзала, а в ближайшем будущем мы станем свидетелями рождения нового торгового центра, напоминающего восточный дворец. «Заплатки» на старых фасадах постепенно сливаются в сплошные ряды магазинов. Жители города сразу же обращают внимание на новостройки, кто-то из них доволен появлением таких жемчужин, кто-то не очень. Вид города от этого, безусловно, выигрывает. Но архитекторы отмечают, что на фоне достаточно скромной архитектуры Ижевска эти постройки выделяются безвкусицей и архаикой. В основном город украшают современные строения из стекла, пластика и металла. В частности, речь идет о современном Национальном банке, музее Калашникова, заново отстроенных магазинах на ул. Пушкинской, в этот ряд можно добавить и кафе у Арсенала. Но стремление к модернизации отмечается не у всех застройщиков. Так, совсем недавно возле администрации города появился старинный замок Шато в готическом стиле, на верху которого располагается небольшая часовенка. Простые обыватели с одобрением относятся к внезапно возникшему сказочному замку, приходят посидеть на скамеечке возле него и сфотографироваться. Но многие ижевчане настроены скептически и считают, что владельцу было просто больше не на что потратить деньги. Специалисты оценивают объект критически: - Это простая картонная стилизация, - говорит архитектор Юрий Дремин, - которая не имеет никакой ценности и культурного значения, но она, конечно же, в какой-то мере украшает город. Тенденция к подобного рода идеям отмечается совсем недавно. В Казани, например, сейчас стоит пирамида Хеопса. Смешно. Да и вообще в современных городах полно архитектурной несуразицы. Но в основном это исходит от заказчиков, очень большое давление оказывается с их стороны, поэтому не всегда получается то, что хотелось бы. Политика городских властей не позволяет противостоять давлению заказчиков, поэтому старинный замок примыкает фасадом к затонированному банку и железобетонной девятиэтажке – абсолютная эклектика. Александр Некрасов, главный архитектор города, говорит, что когда современное здание хорошо сочетается с исторической застройкой, то можно допустить некую эклектику. И пример Казани, где построили пирамиду напротив Кремля, нам не грозит. Но на деле мы наблюдаем совершенно иное. Ни у одной улицы города сейчас нет определенного стиля. - Это можно оправдать лишь тем, что у нас в городе очень слабый Союз архитекторов, - продолжает Юрий Михайлович, а главный архитектор города должен быть в первую очередь архитектором, а не строителем. Строителю главное, чтобы фундамент не проседал и коммуникации были налажены, а как вписывается то или иное здание в общий колорит, для него неважно. Я, например, по улице Пушкинской вообще спокойно ходить не могу. Все старинные здания, памятники архитектуры так реконструировали, что от их былого великолепия почти ничего не осталось. Александр Зорин, художник и архитектор, считает, что в любом городе и любой стране мира туристам показывают именно исторические здания, поскольку современная архитектура везде одинаковая. Подобные старинные объекты ассоциируются со временем, поэтому хранить их нужно очень бережно. Нина Степанюк, архитектор, говорит, что все хорошо в меру. Сохраняя архитектуру прошлого, надо найти оптимальное решение между необходимым и достаточным. То есть и главное сохранить, и не зацикливаться на том, что обветшало. Когда занимаешься проектом реконструкции культурно значимого объекта, надо учитывать, что назначение здания и технология производства меняется. Но, как правило, всегда просят оставить все непременно в нетронутом виде. Другая крайность в подходе к заполнению пространства в городе – закатать все под асфальт и поставить шашлычную. Или бензин продавать. Автозаправки, конечно, тоже в какой-то степени украшают город. Клумбы засаживают цветами, следят за прилегающей территорией. Когда заправки только появлялись, это было нормально, но сейчас их такое множество, что вопрос о том, что это красиво, сразу же снимается. Совсем недавно отреставрировали вокзал. При его реконструкции удачно использовали новые технологии. Сейчас современное здание и старый вокзал соединены переходом. Завершилась и надстройка купола, который, по словам корреспондента «Гудка», придает всему сооружению национальный удмуртский колорит. Купола очень популярны. Приезжие восторгаются новым вокзалом, видя свое отражение в зеркальном мраморе. Но стоит лишь выйти на улицу – как очарование тут же исчезает: частный сектор с серенькими домами и обветшалые каменные постройки не впечатляют. Вокзал - это очередной дорогой проект государства, который так же бросается в глаза, как и Дворец президента на фоне относительно скромного строительства. Каким должен быть современный город, никто из взрослых однозначно ответить не может. А вот дети из студии юного архитектора «Караколь» видят его светлым и зеленым. В первую очередь проектируют «Дом природы» или засаживают окружающую территорию Дома пионеров лабиринтом из растений. Их проекты постоянно занимают первые места на различных выставках: - Вообще девочки и мальчики видят окружающее по-разному, - рассказывает Мария Клеопова, педагог студии, - если мальчишки стремятся сделать побольше игровых площадок и компьютерных салонов, то девчонки засаживают все цветами. При разработке проектов учитывают все тонкости: ритм, симметрию, масштаб. Занимаются у нас и малыши, и уже взрослые ребята, которые готовятся поступать на соответствующие специальности. Плохо, что в вузах нашего города нет специальности архитектура. Поэтому дети в основном уезжают в Екатеринбург и поступают там. А вообще архитектор - это очень интересная и разносторонняя профессия, граничащая с музыкой и поэзией. Не зря говорят, что архитектура – это застывшая музыка, архитектор мыслит в музыке, в ней и живет. Это стиль жизни. Название студии, на первый взгляд, очень странное и необычное, а переводится оно очень просто: у индейцев ацтеков караколь – это улитка. Кроме символа архитектуры, у нее есть еще одно значение – спираль, символ вечного развития …