фотоПравда, происходит это каждый новый учебный год. Помимо тех высоких достижений, о которых говорили выступающие и содокладчики, у нашего образования еще предостаточно проблем.
Царь или бог?
Современный учитель – кто он? Профессионал или менеджер-хозяйственник? Ни одно родительское собрание ни в одной школе или детском саду не обходится без сбора денег. В сложившейся системе образования педагог выступает в роли сборщика податей на нужды образования. Поэтому понятно негодование родителей – разговор о детях всегда сводится в итоге к финансовым проблемам, а процесс обучения детей практически не затрагивается. У школы должно быть несколько источников финансирования. За необходимый минимум обязано платить государство, за дополнительные услуги – родители, а ремонт и прочие хозяйственные проблемы должен решать муниципалитет. А что получается на самом деле? Родители – вот на ком лежит большая часть финансовых проблем. Они должны платить только за дополнительные образовательные услуги и при этом четко понимать, за что платят. Когда только принималось решение о введении частичной оплаты образовательных услуг, подразумевалось, что именно родители будут сами формулировать заказ школе, т.е. заключать договор на предоставление платных услуг по предметам, не входящим в рамки «Программы обучения» (иностранные языки, хореография и другие дисциплины).
Азбука за 4 сольда
Обеспечение школьников учебной литературой тоже в последние годы стало проблемой преимущественно финансовой. Существующие ранее библиотечные коллекторы, благодаря которым в школы централизованно поступали учебники, исчезли, похоже, безвозвратно. Почему в школах возникла данная проблема, наверное, можно объяснить – внедрение новых методик и обучающих программ не позволяют учителям работать по старым учебникам. Хотя, по большому счету, писать и считать дети в любом случае и при использовании любой методики все равно научатся. Почему же тогда в училищах, лицеях, колледжах и даже вузах библиотеками выдается минимальный комплект учебников, а в школах такая практика отсутствует, и родители вынуждены ежегодно закупать своему отпрыску учебную литературу, затрачивая не одну сотню рублей. Хотя и в этой ситуации можно найти положительные стороны – дети учатся не только беречь собственные книги, но и продавать их по окончании курса. Новое поколение – новые условия выживания. К примеру, в Свердловской области до сих пор учебники для учащихся начальных классов и среднего звена школ поступают через библиотечный коллектор по заявкам самих учителей, работающих по той или иной программе.
Голь на выдумки хитра
Учительство не в цене. Современная школа держится на, увы и ах (!), стареющих педагогах, которые, в свою очередь, держатся в школе благодаря устоявшемуся мнению: «Учитель – это призвание», «Учитель – это самая важная профессия». Хотя надо отдать должное педагогам-стажистам. Они даже в самые сложные перестроечные времена не бросили школы и «своих детей». Терпели и отсутствие финансирования школ (наглядные пособия делали своими руками из подручного материала, «из ничего», при этом с гордостью говорили: «Голь на выдумки хитра». Наверное, по этой причине в 90-х годах стали появляться различные методики преподавания и обучения – максимум пользы при минимальных затратах). Работали на две, а то и больше ставки, потому что в школах некому было работать. И получали унизительно низкую зарплату. Сегодняшняя ситуация с кадровым составом школ далека от идеальной. Средний возраст педагогического состава, насчитывающего более 40 тысяч человек, - 43 года. Только один из пяти выпускников педагогических вузов и средних специальных учебных заведений приходит работать по специальности. Остальные работают где угодно, только не в школах. Причина – низкая заработная плата. - Если зарплата молодого специалиста была хотя бы 5 тысяч рублей, желающих работать в школах стало бы намного больше, - говорят выпускники педагогических вузов. И это, несмотря на то, что Удмуртия занимает третье место среди субъектов ПФО по уровню зарплаты работников образования. Впереди лишь Самарская и Пермская области. Тем не менее, снизилась зарплата учителей в поселках городского типа, потому что чиновники лишили их 25-процентной сельской надбавки. По словам Владимира Васильевича Векшина, председателя профсоюза работников народного образования и науки УР, в этом году удалось отстоять льготы учителям Камбарки, Увы, Игры (частично), Кеза, Балезино, Кизнера, Яра и Пудема. Тем не менее, в Удмуртии до сих пор существует проблема с выплатой долгов сельской интеллигенции по жилищно-коммунальным услугам. Эта сумма превышает 30 млн рублей. Кроме того, вопрос жилищного кредитования тоже остро стоит перед педагогами, потому что разработанные программы ориентированы в основном на молодые семьи. А как решать свои жилищные проблемы тем, кто старше 30 лет? И еще одна проблема в скором времени даст о себе знать – неблагоприятная демографическая ситуация (малая рождаемость) скажется на всех учебных заведениях, и на учителях в первую очередь. Из-за низкого прироста населения, в учреждениях образования начнутся сокращения педагогов. Есть ли у правительства республики намерение грамотно спрогнозировать данную ситуацию и направить средства на переобучение освобожденных (этого избежать не удастся) работников?
Часы, рубли и дети
В скором времени будет отменена оплата труда учителя по единой тарифной сетке. Ее заменит штатно-окладная форма оплаты труда, что позволит упразднить часовую урочную нагрузку «часы за рубли». Мы часто задаемся вопросом: почему не стало групп продленного дня, почему учителя, как прежде, не оставляют после уроков отстающих учеников, почему практически отсутствует работа с родителями? Оказывается, все очень просто. Учителя получают зарплату исключительно за прямые учебные часы, а вся внеурочная, внеклассная, воспитательная работа и работа с родителями оплате не подлежит – «не входит в тарификацию». Можно сколько угодно говорить, что по закону и педагогической теории воспитание приоритетнее обучения и по определению «образование – это воспитание плюс обучение». Однако у нас на данный момент тарифицируется и, естественно, оплачивается только «обучение», а «воспитание» опять осталось не у дел. Может быть, с введением новой системы оплаты труда изменится отношение к учительству, да и сами учителя будут более ответственно относиться к качеству преподавания. А чтобы учебный год начинался все-таки с положительных эмоций, с высокой трибуны было сказано об «очередном» повышении заработной платы на 11%.
Металлоискатель или баба Маня
Прошлогодние трагедии в школах заставили и наших местных чиновников вплотную заняться безопасностью в школах. Однако проверить все школы одному ижевскому саперу вряд ли удастся, устанавливать рамки-металлоискатели в школах – идея тоже нереальная для большинства школ. Поэтому директора самостоятельно находят выход, «чтобы и овцы были целы, и волки сыты». Одни убеждают родителей в необходимости установки дорогостоящего оборудования – систем безопасности с видеонаблюдением – и собирают на это немалые деньги (в бюджете ставшая актуальной «безопасность» не запланирована); вторые – устанавливают тревожные кнопки (это тоже далеко не дешевое мероприятие); третьи – заключают договора с охранными фирмами. А некоторые школы не будут изощряться – просто посадят у входа в школу какую-нибудь Марью Ивановну – дешево (минимум затрат) и сердито (бабулька «ляжет на смерть», но в школу никого не пропустит).
Детишкам на молочишко
Кроме всего прочего, чиновники наконец-то начали беспокоиться о здоровье школьников. Более 6 миллионов рублей выделено «детишкам на молочишко». С 1 сентября все первоклассники будут получать по пакету молока. Предполагается, что это поможет малышам быстрее адаптироваться к школе и лучше осваивать учебную программу. А вот о здоровье педагогов (кроме них самих) беспокоиться пока некому. Президент Удмуртии пообещал учительству, что со следующего года в бюджет будет внесена строка «На санаторно-курортное лечение», но, как мы знаем, обещанного три года ждут. Ждать осталось немного Виктор Шудегов, член Совета Федерации, а также коллегии образования и культуры, выступая перед педагогами Удмуртии, сказал: - Перевод страны на инновационный путь возможен только через развитие образования. На сегодняшний день разработано более 40 законопроектов, касающихся образования и культуры, но новый состав правительства пока не торопится с их рассмотрением. Однако несколько дней назад президент одобрил внесение изменений по 6 статьям в Закон «Об образовании». В частности, будет узаконена непрерывность в области профессиональной подготовке специалистов, что позволит вузам на базе школ открывать профильные классы (законодательно закреплено то, что давно стало обычным явлением). Также в скором времени будет подписан законопроект об обязательном распределении выпускников. Необходимо объединить образование, науку и производство – подытожил госчиновник. Грядет кардинальное изменение системы образования.
Официально Выдержки из доклада министра образования УР Андрея Кузнецова
Затраты на образование непрерывно растут. Общие расходы отрасли образования в 2004 году составили 4867,5 млн рублей. Объем ассигнований возрос по сравнению с 2003 годом в целом на 20,12%, в том числе по городам – на 15,3%, сельским районам – на 24,9%, учреждениям начального профессионального образования за счет средств бюджета РФ – на 19,4%. Средняя заработная плата работников отрасли за 2004 год составляет 3.607 рублей, за шесть месяцев этого года – чуть более 4 тысяч рублей. На 1 января текущего года задолженности по выплате заработной платы нет – так же, как нет задолженности по выплате компенсаций на приобретение книгоиздательской продукции. Удмуртия занимает 1 место в ПФО по охвату детей дошкольного возраста общественным образованием – 78,4% (по России этот процент около 60). Дополнительным образованием охвачено более 143,5 тысячи детей и подростков республики. Более 50 тысяч человек получают образование и профессиональные навыки в учреждениях НПО и СПО. В Удмуртии самый высокий по региону показатель численности студентов: на 10 тысяч населения приходится 449 студентов вузов (почти каждый четвертый). На начало августа задолженность педагогическим работникам по оплате льгот за коммунальные услуги составила более 26 млн рублей. В этом году ссузы и вузы выпустили 2250 профессиональных педагогов различных специальностей, и только около 500 из них выбрали работу по специальности.