фотоВ церемонии запуска нового конвейера приняли участие Президент Группы СОК Рустем Шиянов, вице-президент KIA Motors Джанг Мун Парк (Jung Moon Park), генеральный директор ОАО "ИжАвто" Михаил Добындо, губернатор Самарской области Константин Титов, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов и заместитель главы Минпромэнерго Андрей Реус. Самарские и ульяновские соперники по автопрому неподдельно восхищались цехами «ИжАвто», особой похвалы заслужила и работа с кадрами, и сами рабочие. Главы регионов заявили журналистам, что будут не соперничать друг с другом, а договариваться. Губернатор Самарской области Константин Титов пообещал: «Мы не будем противоречить друг другу, а будем спокойно работать с иностранными партнерами. Конкурентами нам выступает сегодня весь мир, мы должны оценивать свои силы и двигаться вперед». Президент Удмуртии Александр Волков был настроен также дружелюбно и оптимистично предположил, что если «ИжАвто» выйдет на достаточно солидный уровень, то «работы хватит и в Удмуртии, и в Самаре, и в Ульяновской области».
Режим промышленной сборки
Присутствующий на презентации заместитель главы Минпромэнерго Андрей Реус отметил, что промышленная сборка на «ИжАвто» стала первой в России. Также г-н Реус рассказал, что российский автопром будет ориентироваться на международную кооперацию и производство в России зарубежных автомобилей. Это позволит к 2010 году довести производство легковых автомобилей внутри России до уровня, вдвое превышающего импорт. Уже к 2007 году планируется увеличить товарооборот отечественного автопрома до 31 млрд долларов. Режим промышленной сборки подразумевает организацию на отечественных предприятиях сварки, сборки и окраски кузовов автомобилей не позднее, чем через 18 месяцев, для действующих предприятий и через 30 месяцев - для вновь создаваемых производств. Кроме того, компания-производитель в три этапа - через 24, 42 и 54 месяца - должна сокращать ввоз автокомпонентов на каждом этапе не менее чем на 10% от их общей стоимости. Промышленная сборка предоставит возможность российскому потребителю покупать качественные автомобили известных во всем мире брендов. Причем не за счет импортируемых в Россию новых автомобилей, а за счет производимых на российской территории. Локализация производства комплектующих имеет большое значение для снижения цены автомобилей. По словам г-на Добындо, в текущем году предусматривается "нулевой" этап локализации: не будут импортироваться диски, аккумуляторы, шины, акустика, АКБ, жидкости и т. д., это удешевит автомобиль на 900 долларов. В 2006 году в России будет локализовано производство аккумуляторных батарей, шин, колесных дисков и т.д. В целом в списке локализуемых в России изделий 102 позиции.
Почему Spectra?
На язвительные вопросы скептиков о выборе модели KIA в течение праздничного мероприятия сотрудникам «ИжАвто» приходилось отвечать не раз. Модель Spectra была выбрана Группой СОК для производства на Ижевском автозаводе после тщательного рыночного анализа. «Народ готов покупать более дорогие автомобили, с лучшими качествами и другими опциями. KIA Spectra по этим двум критериям потребителя устраивает», - пояснил Рустем Шиянов, Президент группы СОК. Продолжил рассказ о достоинствах модели Михаил Добындо: «По результатам исследований и оценкам дилеров, Spectra будет пользоваться устойчивым спросом на российском рынке. Эта модель была признана лучшим автомобилем года в США в 2002 году. Размеры и комфорт позволяют относить Spectra к классу D по европейской классификации. Между тем мы предлагаем его на рынок по цене класса C", - добавил генеральный директор ОАО "ИжАвто" Михаил Добындо. В правильности своего выбора производители не сомневаются. «Я не называю запуск этой модели прорывом, но называю это большим шагом к современной российской автомобильной промышленности. Остальное - зависит от политики акционеров, настойчивости менеджмента «ИжАвто», от отношений с KIA Motors. Мощности завода известны – 220 тысяч автомобилей, и любой профессионал хотел бы эти площади заполнить продукцией, которая будет продаваться», – пояснил перспективы ижевской Spectra Михаил Добындо. В 2005 году Группа СОК планирует собрать на ОАО "ИжАвто" 8 тысяч автомобилей KIA Spectra, в 2006 году объемы выпуска возрастут до 25 тысяч и, после выхода производства на проектную мощность, в 2007 году будут составлять 40 тысяч автомобилей Spectra ежегодно. В перспективе Группа СОК планирует начать на Ижевском автозаводе производство других перспективных моделей KIA. О конкретных сроках и моделях руководство СОКа пока не распространяется: «Все будет зависеть от того, какое качество KIA Spectra выдаст завод и что скажет потребитель».
Почем Spectra?
Автомобиль будет предлагаться на российском рынке в четырех комплектациях. В базовую комплектацию, которая будет продаваться по цене 11 500 долларов, войдет механическая 5-ступенчатая коробка передач, регулируемая рулевая колонка, гидроусилитель рулевого управления, центральный замок, электростеклоподъемники, подушки безопасности водителя и пассажира. На 700 долларов дороже стоит вариант, предусматривающий установку кондиционера, воздушного фильтра, системы контроля качества воздуха, обогреваемых боковых зеркал, противотуманных фар. Третья комплектация будет стоить 13 320 долларов и отличаться от базовой четырехступенчатой автоматической коробкой передач и наличием кондиционера. Вариант «Люкс», включающий автомат, кондиционер, ABS, обогрев зеркал, подогрев сидений, противотуманные фары, телескопическую антенну с электроприводом будет продаваться за 14 320 долларов. Все комплектации будут оснащены пакетом «Плохие дороги». Это гарантирует защиту картера и хитры. Автомобили KIA Spectra будут представлены в четырех цветах: «Красный перец», «Алмазное серебро», «Мерцающий синий» и «Серое олово». Рустем Шиянов, Президент группы СОК пообещал, что после локализации цена будет снижена. Но насколько, ответить затруднился: «На это уйдет год-два, но мы будем стараться сделать автомобиль более доступным при том же качестве».
100 дилеров
Продвижение автомобиля Spectra на российском рынке будет организовано через дилеров компании SOKIA - официального дистрибьютора KIA Motors в России, входящего в Группу СОК. Продавать они будут не только ижевские KIA, но и новые модели корейских автомобилей. «В этом году планируется открыть 22 центра, в следующем - 50. В перспективе - около 100 центров. Политика продаж - уйти из городов-миллионников в регионы. Это позволит сделать продажи успешными, - сказал Михаил Добындо. - Предусмотрена широкая программа потребительского кредитования: есть договора с несколькими ведущими банками и лизинговыми компаниями. Мы придаем огромное значение продажам по кредитам и по лизингу». Все дилерские организации, осуществляющие продажу и сервисное обслуживание автомобилей Spectra, должны будут получить соответствующие аттестаты. Группа СОК планирует начать продажи Spectra в России 1 октября 2005 года. Именно к этому сроку на складах дилеров будет сформирован достаточный товарный запас. Уже сегодня к дилерам поступают заявки на автомобили Spectra от потенциальных покупателей.
P.S.
Первыми счастливыми обладателями KIA Spectra стали президент Удмуртии и ижевская организация скаутов. Александр Волков передал свой авто руководителю Республиканского диагностического центра Светлане Кривилевой. Еще один автомобиль уехал прямо с подиума в музей завода.
Перспективы
Претендовать «на народную любовь» KIA Spectra придется, активно работая локтями, расталкивая признанных лидеров российского рынка отечественных иномарок. О победе ижевского «корейца» над всеволжским Ford Focus, который в этом году, по мнению экспертов, потеснит лидера продаж прошлых лет узбекскую Nexia, а также отечественных Hyundai Accent и Getz, Renault Symbol и в конце-концов Chevrolet Viva, говорить рано. В плюсы у новичка отечественного автопрома можно записать то, что корейская сторона до этого очень дозированно (по несколько сотен в год) продавала близнеца Spectra — KIA Sephia. Еще Калининградский завод прекращает сборку KIA RIO. И последний аргумент это цена, которая, по мнению экспертов, вполне вписывается в агрессивную тактику захода на российский рынок. Это значит, что компания начинает продавать хорошо укомплектованные модели по очень привлекательной для российского потребителя цене. За те же деньги клиенту предлагается больше опций, больше комфорта, нежели у одноклассников под другими марками. Как говорят на заводе, KIA Spectra позиционируется в самом популярном, но в то же время высококонкурентном сегменте рынка - 10-15 тысяч долларов США. Автомобиль KIA Spectra по цене конкурирует с российскими Ford Focus, Hyundai Elantra и Renault Logan, а по ряду параметров приближается к машинам более высокого класса D, популярными представителями которого являются Honda Accord, Mazda 6, Nissan Primera, Ford Mondeo, VW Passat - цена на них находится в пределах 22-37 тысяч долларов, что почти в два раза выше, чем цена KIA Spectra. Второе полугодие традиционно будет более жарким для дилеров и компаний. По мнению аналитиков, в ближайшие три года общий объем рынка легковых автомобилей в России вырастет примерно на четверть и достигнет 2 млн единиц. Причем 75% из них будет производиться внутри страны, а импорт (включая подержанные иномарки) должен сократиться с 600 тыс. до полумиллиона единиц. Так что перспективы у KIA Spectra неплохие.