В этом утверждении нет риторического преувеличения или чрезмерного патриотизма. Просто в Ижевске была приостановлена, а затем и вообще прекращена деятельность организованных преступных милицейских сообществ, занимавшихся похищением людей с целью их унижения и грабежа.
Долгие проводы
Почти три месяца в столице Удмуртии не работают медвытрезвители. Срок вполне достаточный для того, чтобы оценить ситуацию и сделать первые выводы и прогнозы. В июле - августе почти все ижевские печатные и электронные СМИ отметились публикациями и сюжетами по проблеме закрытия вытрезвителей. С наивностью, достойной лучшего применения, выходили «проблемные материалы» с заголовками типа: «От закрытия вытрезвителей трезвость почему-то не наступила». МВД проявило удивительную открытость. Большинство из тех милицейских чинов, которых раньше было не найти для комментария к очередному вытрезвительному беспределу, теперь охотно плакалось перед камерами об утраченных возможностях по «защите» пьяных или показавшихся таковыми. Нет ни места, ни времени, ни желания отвечать на все их глупости и опровергать каждую ложь. Как показывает опыт, большинство апологетов милицейских вытрезвителей практически не слышат аргументы противников или сознательно доводят их до абсурда. Особенно удивляет то упорство, с которым глава МВД республики Николай Арзамасцев вновь и вновь заявляет о том, что если его подчиненным не вернут право произвольно хватать людей и волочь их в вытрезвители, то граждане будут зимой замерзать на улице. Предположение, что никто не окажет помощь упавшему или лежащему на снегу, если не будет иметь с этого выгоды, для любого нормального человека оскорбительно. Но трудно ждать понимания даже таких простых вещей от людей, которые относятся к своим подчиненным как к скоту. За примерами далеко ходить не надо. Еще в мае было очевидно, что существующая вытрезвительная система будет ликвидирована. Однако никто в МВД не пошевелился, чтобы объяснить ситуацию их работникам и расстаться с ними без скандалов. Спору нет, вытрезвители являлись милицейским дном, и нормальные мужики там долго не задерживались. То, что бывшие работники этих заведений сейчас сидят без зарплаты и почти без перспектив ее получения, можно считать своеобразным возмездием. Однако, как ни крути, эти люди выполняли распоряжения начальства, а теперь оказались крайними. И нет у меня ни злорадства, ни нравоучений в адрес попавшего в больницу одного из вытрезвительных милиционеров. Его семья сидит теперь без денег, и родственники подумывают о том, чтобы подать в суд на МВД в надежде вернуть те копейки, которые ему задолжало всемогущее ведомство. Трудно представить что-то более позорное и порочащее генеральскую честь, чем этот факт. Впрочем, критерии нормальности в отечественных правоохранительных органах уже давно мутировали в нечто уродливое и общественно опасное. Вытрезвители перестали давать деньги на ремонт начальственных машин, кабинетов и тому подобные «неотложные» нужды, а, напротив, стали требовать вложений. Тут то и выяснилось, насколько они дороги начальству.
Дождались?
Итак, преступный вытрезвительный конвейер не работает два с лишним месяца. Что же изменилось. Во-первых, выяснилось, что никакого вала пьяной преступности не произошло. И, как свидетельствует пример Саратова, не произойдет. В этом городе вытрезвители были ликвидированы пять лет назад. Их отсутствие не повлияло на криминогенную ситуацию в регионе, по статистике, доля преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, составляет там 20-25 процентов, и эта цифра с годами не изменилась. Во-вторых, выяснилось, что число граждан, которым требуется медицинская вытрезвительная помощь, по самым смелым расчетам, не превышает 30 человек в сутки. Бремя их обслуживания сейчас ложится на городские больницы. Нет сомнений, что ситуация эта ненормальна. На 40% увеличилось число обращений в дежурные хирургические отделения. Причем, по данным 1 городской больницы, только 15,5% доставленных в дежурный покой пьяных нуждалось в медицинской помощи. Представители МВД и лояльные им СМИ чуть ли не смакуют сообщения о нападении на медиков со стороны пьяных дебоширов. Хотя такие случаи пока единичны, но не реагировать на них нельзя. Между тем до недавнего времени муниципалитет проявлял удивительную беспечность. До наступления холодов и резкой актуализации проблемы подбора упавших граждан осталось не более двух месяцев, а в мэрии никто пока даже не считал, во сколько обойдется решение проблемы в новой ситуации и какие для этого нужно привлекать ресурсы. Только в конце августа принято решение о создании комиссии, которой предстоит изучить вопрос и подготовить проект решения. «Д» приглашен участвовать в работе этой комиссии, поэтому пока воздержимся от критических прогнозов. Стоит только заметить, что пока большинство из муниципальных чиновников почему-то не склонно к поиску оперативных и, самое главное, гражданских путей решения проблемы. К сожалению, у них нет понимания того, что ситуация изменилась необратимо и невозможно чуть-чуть улучшить вытрезвители, но принципиально ничего не менять. Смешно слушать, что у муниципалитета нет полномочий для решения проблемы. Достаточно вспомнить, сколько юридической и административной фантазии было проявлено в истории с передачей «Сайгасу» прав управления городским имуществом или при отказе инициативной группе по проведению референдума о выборности мэра. Нет сомнений, что стоит только озадачить муниципальных юристов благородной задачей по обоснованию трат на помощь перебравшим ижевчанам, то все мы поразимся, как быстро и безупречно это будет сделано.
Что делать?
Очевидно, что решать проблему нужно не восстановлением прежней порочной системы, а созданием реальной муниципальной структуры, способной оказывать помощь пьяным. Здесь потребуются и административные, и управленческие таланты. Для того чтобы найти разумное сочетание мер социальной и медицинской помощи, а также силового принуждения, потребуется время. Как элемент грядущей системы решения вопроса подбора и временной изоляции пьяных можно рассматривать заявление министра соцзащиты УР Светланы Андреевой о переоборудовании уже в ближайшее время некоторых ижевских вытрезвителей под спецприемники для бомжей. Таким образом, задача упрощается, поскольку из вытрезвительного «оборота» изымается наиболее проблемный контингент. Получается, что остается только решить проблему обеспечения безопасности медиков вообще и конкретно буйных и неадекватных граждан. Как это сделать в будущих муниципальных и ни в коем случае не подчиненных МВД учреждениях – вопрос, достойный обсуждения, но не выглядящий неразрешимым. Пока же проблему надо решать оперативно. Одним из наиболее простых и эффективных способов может стать временное привлечение к охране дежурных больниц, куда доставляются перебравшие граждане, вневедомственной охраны МВД. Даже по коммерческим расценкам услуги этой структуры стоят 70 руб. в час за одного сотрудника. Предположим, что дежурить будет два человека с 19.00 до 9.00. Получается 1960 рублей. Добавим для ровного счета к этим расходам еще 1040 рублей - доплату дежурной бригаде медиков за дополнительную нагрузку. Эти деньги должны быть предусмотрены в обязательном порядке. Врачи и медсестры у нас не жируют, и такая доплата вполне может компенсировать им определенные моральные издержки от общения с пьяными согражданами во всем его многообразии. Итак, получается, что одновременное решение проблемы безопасности медиков и обеспечения гарантий помощи не рассчитавших свои силы в противостоянии с зеленым змеем граждан стоит 3 тысячи рублей в сутки или 1 млн 95 тысяч в год. Даже если утроить эту сумму, разумно предположив, что ночью в разных частях города должно быть несколько точек для доставления пьяных, все равно получается смешная сумма. При этом у заявленной суммы есть большой «запас прочности». Наверняка, милицейская охрана для богоугодного заведения может стоить и дешевле. Все-таки МВД - пока еще бюджетная организация и представляет родное государство, а не оккупационные власти. На потенциальный плач по бюджетным деньгам стоит заметить, что еще в 2003-м пять ижевских вытрезвителей «прожирали» более 10 миллионов рублей в год. Причем фактически это были деньги города, которые тратились предельно непрозрачно, часто на личные нужды местных милицейских царьков. Конечно, с ликвидацией вытрезвителей у МВД пропало рвение в сборе с граждан штрафов за появление в общественных местах в оскорбляющем человеческое достоинство виде. У ППСника теперь нет прямой материальной заинтересованности в задержании мужика, спокойно идущего домой после пары кружек пива с друзьями. Разве что милицейский план по административным протоколам горит. Однако «пьяные» штрафы все равно взимаются, и деньги эти идут в бюджет. Трудно оценить, сколько из искомых 3,5 миллиона они покроют. Предположим, Ижевску придется полностью возмещать эти расходы. Вряд ли это выглядит чрезмерной платой за славу города, в котором милиции не разрешается грабить пьяных или тех, кто показался ей таковыми, а упавшему пьяному гарантируется медицинская помощь, человеческое обращение и, разумеется, штраф за «появление в общественном месте в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность».
Газета №34(0735) / 24 августа 2005 г.
ГОРОД НЕ ПРИНЯЛ
В начале июня Ижевск в одночасье стал лучше таких крупных, красивых и привлекательных российских городов, как Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург, Пермь и многих других.