«Вертикаль власти» в понимании президента Удмуртии выглядит примерно так. Во-первых, 22 июля президент Путин подписал Закон «О государственной регистрации уставов муниципальных образований». Во-вторых, закончился срок, в течение которого по закону депутаты Гордумы Ижевска были обязаны проверить правомерность вопроса референдума, предлагаемого инициативными группами сторонников сохранения прямых выборов мэра. Были обязаны, но не сделали. В декабре прошлого года президент Путин четко выразил свою позицию в отношении введения назначаемости глав местного самоуправления руководителями регионов. Если и вводить такую систему, то только через референдумы, на которых граждане смогут высказать свою позицию. Да и то не во всех муниципалитетах, поскольку это «перегружает региональный уровень управления». Однако, что получилось в итоге? Губернаторы, которые стремятся поставить городское самоуправление под свой контроль, пошли просто другим путем. Они воспользовались заложенной в законодательстве о местном самоуправлении новой нормой, согласно которой глава муниципального образования может выбираться из состава депутатов. Но в этом случае глава муниципального образования должен возглавлять представительный орган местного самоуправления (Думу), а главой администрации становится наемный менеджер. При такой системе внедрение губернаторами собственной «вертикали власти» на уровень муниципалитетов становится лишь делом техники. Неслучайно данную модель избрали для себя уже около 40 субъектов РФ. При этом, например, у нас в Удмуртии она приобрела особо уродливые, авторитарные формы – «сити-менеджер» не только будет назначаться конкурсной комиссией, на треть состоящей из депутатов республиканского парламента, но и может быть снят (как и глава Думы) личным указом президента Удмуртии. Новая модель была принята в республике с грубым нарушением законодательства – без опубликования уставов городов, без организации публичных слушаний. В соседней с нами Перми, например, где такие слушания были организованы, как того требует закон, общественность заблокировала введение этой системы. Главную роль при этом, кстати, сыграл пермский Координационный Совет акций протеста, возникший на волне борьбы против «монетизации». У нас в Удмуртии члены аналогичного Координационного Совета гражданских действий и Общественного совета пенсионеров создали инициативные группы по проведению референдума за сохранение прямых выборов в Сарапуле, Воткинске и Ижевске. Кроме того, в Ижевске возникла еще одна инициативная группа – уже без участия Координационного Совета. И вот теперь, чтобы заблокировать эту инициативу, ижевские депутаты фактически саботировали проведение сессии Гордумы. В Воткинске пытаются оказать давление на инициативную группу, обыскивая ее членов на предмет наркотиков. В Сарапуле просто угрожают «последствиями». Фактически в Удмуртии, как и во многих других регионах страны, идет нарушение того самого «баланса между политической активностью граждан и ролью и мощью государства в этой сфере», об опасности которого высказывался Путин в своем декабрьском выступлении. Страна погружается в болото местечкового и кланового авторитаризма так быстро и неуклонно, что это выглядит уже совсем неприлично. Возможно, именно этой политической вакханалией объясняется подписание Путиным 22 июля закона, который вводит регистрацию уставов муниципальных образований органами федеральной власти. В частности, в функции «федералов» теперь входит проверка соблюдения законности процедуры принятия устава муниципального образования. Зарвавшихся местных начальников-самодуров пытаются укротить. Правда, при этом в текст этого закона заложен двусмысленный пункт, который объявляет, что нормы Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которым обязательность публичных слушаний, на которые выносится проект устава муниципального образования, вступают в силу с 1 сентября 2005 года. С одной стороны, это можно трактовать так, что федеральная власть, столкнувшись с массовым нарушением принципа организации публичных слушаний на местах, пытается хоть как-то теперь легитимизировать ситуацию и объявляет о введении жестких правил игры с 1 сентября. С другой стороны, если рассуждать логично, то эта норма нового закона действует со дня его опубликования (22 июля) и до 1 сентября, и в тех случаях, где процедура о публичных слушаниях была нарушена еще до этой даты, граждане могут смело подавать иски в суды о признании таких уставов незаконными. У нас в Ижевске, кстати, пора также подавать в суд и на депутатов Гордумы, не выполнивших свою обязанность по рассмотрению ходатайств инициативных групп по референдуму. Большинство из них 16 октября вновь рассчитывают быть избранными в Думу. При этом без всякого стеснения присваивают себе право не спрашивать мнения населения по важнейшим вопросам городского самоуправления. Оставить эту «вертикальную» позицию без внимания нельзя. Политическая трусость вместо гражданского мужества, верноподданничество вышестоящему «начальнику» вместо верности своим избирателям означают, что в каждой следующей «пограничной» ситуации эти люди пожертвуют интересами граждан ради собственной выгоды и спокойствия.
Цитаты
Что касается назначения мэров городов, то, полагаю, мы должны… не нарушить баланса между политической активностью граждан и ролью и мощью государства в этой сфере. Действующее законодательство предоставляет такие возможности. Что касается муниципалитетов. Если граждане, проживающие на той или другой территории, полагают, что для решения их социальных вопросов им нужно таким образом организовать свои органы власти и управления в муниципалитете, чтобы иметь лучшую связь с губернатором, то тогда они могут провести у себя референдум и… ввести, допустим, прямое назначение. Но без решения граждан, проживающих на этой территории, менять действующую систему нельзя. Это первое. Второе. Сами губернаторы – да, они говорят, скажем, о необходимости большего их влияния на столичные города или, точнее скажем, крупные региональные центры. Но они совсем не ставят перед собой задачи и никогда не просили меня о том, чтобы забрать под свою губернаторскую власть все абсолютно муниципалитеты. Это им не нужно, это перегружает региональный уровень управления, и к этому никто не стремится.
В.В. Путин, пресс-конференция, Кремль, 23 декабря 2004 года

22 июля Владимир Путин подписал Закон «О государственной регистрации уставов муниципальных образований». В справке государственно-правового управления поясняется: «Федеральным законом устанавливается порядок государственной регистрации уставов муниципальных образований. Предусматривается, что данный порядок распространяется и на государственную регистрацию муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований. Федеральным законом также устанавливается, что уставы муниципальных образований, зарегистрированные до дня вступления его в силу, подлежат включению в государственный реестр муниципальных образований. Федеральным законом вносятся изменения в статью 83 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым положения статей 28 и 44 названного Федерального закона, устанавливающие обязательность публичных слушаний, на которые выносятся проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, а также определяющие требования к содержанию устава муниципального образования и его государственной регистрации, вступают в силу с 1 сентября 2005 года.
Агентство Бизнес Новостей

Заявление
Союза Координационных Советов России «О политической ситуации в Удмуртии»
(принято 15-16 июля на 1-й конференции Союза Координационных Советов России в г. Перми)
Мы, участники 1-й конференции Союза Координационных Советов России (СКС России), делегаты общественных советов и комитетов сопротивления антисоциальной политике властей из 8 регионов (Пермь, Ижевск, Подмосковье, Москва, Астрахань, Санкт-Петербург, Омск, Тюмень) заявляем: СКС России поддерживает борьбу активистов Координационного Совета гражданских действий и Общественного совета пенсионеров Удмуртии за право населения городов самостоятельно, без указки «сверху» определять форму организации местного самоуправления. Мы выступаем против незаконных попыток региональных властей – как в Удмуртии, так и в других субъектах РФ - выстроить управляемую «сверху» вертикаль власти, целью которой является обеспечение господства местных коррумпированных кланов чиновников и нечистоплотных бизнесменов. Мы выступаем против авторитарного курса властей всех уровней, за развитие самоуправления широких масс граждан. Союз Координационных Советов России поддерживает инициативные группы жителей Ижевска, Воткинска, Сарапула, выступающие за референдум по восстановлению системы прямых выборов мэров городов.
В каждом городе – свой Совет!
Власть – под гражданский контроль!