Настоящее женского волейбола в Удмуртии можно увидеть только в прошлом. Бывшая ижевчанка и воспитанница волейбольного специалиста Галины Удаловой остается единственным представителем удмуртского нелюбительского спорта, кто завоевал твердые позиции в основе национальной команды России. Абсурдность этой ситуации ярче всего демонстрирует то, что нынче исполняется три года с момента, как в Удмуртии тихо скончался профессиональный женский волейбол. В обещания спортивных властей возродить этот игровой вид никто не верил и тогда, но сегодня процессы разрушения волейбольной «отрасли» республики приняли необратимый характер.
Поэма блока двенадцать
Отборочный турнир к мировому первенству будущего проходил в начале июля в московском дворце спортивных игр «Динамо» на улице Лавочкина. По сути дела, отечественным волейбольным экспертам и болельщикам была представлена новая национальная команда по версии итальянского коуча Джованни Капрары, сменившего на посту главного тренера сборной России кремневого Николая Карполя. В составе россиянок - альянс из молодых, но уже обстрелянных бронзовых призерок Олимпиады в Афинах (Екатерина Гамова, Любовь Соколова, Наталья Сафронова) и крупного транша сырых дебютанток. В их числе и оказалась Ольга Сажина. В московской «отборке» Сажина регулярно выходила на паркет в стартовой шестерке сборной и получила приз лучшей блокирующей турнира, поставив целую дюжину killblocks - «убийственных блоков», после которых команда зарабатывает очки. Россия лишила претензий на поездку в Японию сначала чешских соперниц – 3:0 (Сажина принесла нашей команде 6 очков), а после расправились с болгарками – 3:1 (за Сажиной 11 попаданий в площадку). Получив путевку в Японию, российская сборная уступила только крепкой команде Азербайджана – 1:3. Кстати, прикаспийская республика благодаря стабильным отчислениям в спорт, идущим от нефтедобычи, заявила большие претензии на лидерство в женском ручном мяче и волейболе. В матче против азербайджанок Ольга Сажина отличилась тремя результативными действиями. Игровое амплуа блокирующей было несвойственно Сажиной, когда она тренировалась у Удаловой и играла в юношеской сборной России. Коронкой Ольги были результативные передачи. Однако с тех пор минуло уже три года, и со смертью женской команды «Аксион» о существовании одаренной волейболистки в Ижевске как-то подзабыли. Теперь появился повод напомнить как об этой девушке, так и о странных особенностях местного дамского волейбола.
До лампочки Ильичу
Волейбольное «семечко» с женским началом на ижевский паркет высадил Евгений Фаенсон почти сорок лет назад. После окончания Ленинградского института физкультуры имени Лесгафта этот молодой спортивный спец попал по распределению на режимный Ижевский мотозавод, и волейбольный мяч прижился в заводском зале «Темп». Взращенная команда заиграла в чемпионате СССР, и пиком в тренерской работе Фаенсона стал 1989 год, когда две его ученицы Евгения Котельникова (Швыдкая) и Олеся Каралюс в составе сборной Советского Союза завоевали золото молодежного чемпионата мира в Бразилии. В новые времена «Темп» сначала поменял марку на «Аксион», а затем лишился ассигнований от холдинга. Полный абсурд в отношении менеджеров предприятия к волейбольному «балласту» проявился в начале 1999 года. Евгению Фаенсону и его соратнику Сергею Савицкому вручили почетные знаки ветеранов труда производственного объединения, а вскоре выдали уведомление о предстоящем увольнении. Спустя год Фаенсон оставил большой спорт и принял предложение известного любителя волейбола и депутата Госсовета УР Михаила Кучерявенко культивировать эту игру в Ижевских электрических сетях. Уволенного Савицкого и его команду (на короткий период название клуба расширили «Аксион-УдГУ», а штаб дополнили Юрием Мельниковым и Галиной Удаловой) на следующие три сезона поддержал бюджетными деньги спортивного ведомства республики его тогда еще новый начальник Гарий Кремер (заводская помощь заключалась лишь в предоставлении спортивного зала в ФОК «Аксион» для тренировок и официальных игр). Но главный физорг не стал особо препятствовать окончательной смерти женского волейбола. Похоже, он сразу был Гарию Ильичу до лампочки. Правда, в давнем разговоре с репортером «Д» спортивный министр заверял журналиста, что уход команды с российской арены вовсе не кончина, а временное «замораживание» волейбольного проекта: - Мы приложим максимум усилий, чтобы возродить команду. Это вопрос времени.
У Савицких собственная гордость…
Но нет ничего более постоянного, чем временное. Причиной консервации команды «Аксион» три года назад было названо «отсутствие перспектив в ротации игрового состава». Содержание команды обходилось холдингу от 200 до 400 тыс. руб. в год. А лукавство по поводу ротации состояло в том, что играть было кому. Просто девушки бастовали против унизительного для человеческого достоинства размера контрактных выплат - годовая платежная ведомость игроков «Аксиона» составляла 63 тыс. руб. Потому-то многие перспективные девчонки перебрались учиться и играть в Казань, Тулу и Липецк, а несколько талантливых игроков предпочли получить конкурентоспособную профессию, нежели пластаться по паркету в роли вечно подающих надежды. Тем не менее, если бы спортивным чиновникам удалось урегулировать личный конфликт между Удаловой и Савицким (Галина Васильевна не желала отдавать своих воспитанниц в главную команду республики, ссылаясь на их неготовность, а ее оппонент обвинял тренера в нежелании сотрудничать), то можно было собрать боевитый, по меркам российской высшей лиги, состав. Тогда начала заявлять о себе юная звездочка Удаловой Ольга Сажина. Она вполне могла подойти к основе «Аксиона» осенью 2002 года, но вместо ижевского «сборища добрых людей» (выражение самого веселого человека в команде Полины Сорокиной, трагически погибшей три года назад) Сажина прямо из республиканской СДЮСШОР была приглашена в юношескую сборную России, потом осела в Москве и сейчас играет в столичном «Динамо». Между прочим, нельзя исключать, что динамовскую дружину возглавит итальянец Джованни Капрара. Именно этот наставник-легионер и ангажировал Сажину в главную волейбольную команду России. В сентябре Сажина в составе сборной выступит на чемпионате Европы в столице Хорватии Загребе. Что же касается противостояния Удаловой и последнего главкома «Аксиона» Савицкого, то с исчезновением ижевской женской команды растворились и все мотивы неприязни между двумя специалистами. Савицкому ничего не оставалось, как примкнуть к промоутеру и тренеру команды «Динамо-ИжГТУ» Владимиру Лукину, который вопреки всем законам экономики в одиночку умудряется поддерживать жизненные функции последнего волейбольного «могиканина» больного удмуртского волейбола.
Больная мозоль Селекционная работа остается слабым звеном в «Газ-Газе»
После того как ижевский «Газ-Газ» прозевал один точный удар игрока нижегородской «Волги» - 0:1, в газовый стан прибыли трое потенциальных новичков. Однажды посмотрев их в деле, корреспондент «Д» заключил, что новенькие приезжие ничуть не лучше «стареньких». По всей вероятности, поиски усиления состава станут предметом особого внимания командного пункта зелено-синих уже после окончания скоротечной паузы в перерыве между кругами первенства.

На смотрины в удмуртский клуб приехали опорный полузащитник белорусского ФК «Гомель» Николай Воробьев, крайний хавбек Андрей Козлов, игравший в прошлом сезоне за ставропольское «Динамо», а также форвард Алексей Шмаков. Выяснить его прежнее место службы пока не удалось, но зато я собственными глазами видел, что уже после первого тайма в матче на первенство Ижевска против команды УдГУ (в чемпионате города дубль газовиков участвует вне конкурса) тренеры заменили нападающего. Причиной замены стала тривиальная мозоль, которую новобранец натер от чрезмерного усердия. На мой взгляд, среди этой троицы выделялся Козлов. Поговаривают, что этот хавбек учился футболу в Ростове-на-Дону, а позднее засветился в пермском «Амкаре». В бою с командой УдГУ Козлов успел поиграть на обоих флангах, методично обострял игровые ситуации подачами в штрафную площадь и несколько раз опасно смещался в центр поля, откуда угрожал воротам студентов. Дублеры разгромили противника 3:0. Хотя университетские игроки оказались слабым спарринг-партнером, об истинных способностях газовых рекрутов судить пока сложно.