фото - это единственный кусочек прямой речи президента Удмуртии, появившийся в официальной республиканской прессе по итогам его участия в работе Госсовета России 2 июля. Больше о заседании, где рассматривались вопросы взаимодействия федеральных и региональных органов власти, президент Волков не сказал ни одного слова…
Грядущие перемены в отношениях федерации и регионов совпали в Удмуртии с важной датой – ровно двенадцать лет назад в конце июня 1993 года бразды правления в республике получил Александр Волков, ставший впоследствии первым и, теперь уж точно можно сказать, последним президентом Удмуртской Республики. Цикл получился полным. От распада Союза, когда вся собственность в Удмуртии (включая целые микрорайоны жилой застройки) принадлежала союзным ведомствам, а потом на короткий момент (пик которого как раз и пришелся на 1993 год) стала республиканской, до нынешнего состояния, когда почти все, что приносит прибыль, принадлежит вертикально интегрированным федеральным и транснациональным корпорациям. Собственно говоря, с чего начали, к тому и пришли, только на ином уровне. На этом историческая задача той группы людей, что продолжает сегодня контролировать политические полномочия в регионе, завершилась. Осталось только нажать «Еnter» и мягко перегрузить систему. В действительности «мягко» может не получиться. Система «зависла» и не хочет перегружаться. Очевидно, что все внутренние политические инструменты просто выведены из строя, а все, кто являлся или продолжает являться частью регионального истеблишмента, поделились на категории. Во-первых, тех, кто участвует в бизнесе «семьи Волкова», и тех, чье служебное благополучие зависит от сохранения действующей системы. Во-вторых, тех, кто уехал и время от времени наблюдает за происходящим со стороны, и, наконец, тех, кто «одной ногой» остался, но не считает возможным сопротивляться непреодолимой силе. Наверное, во многих регионах похожая ситуация. Озвученный 2 июля президентом России в Калининграде тезис о разделении политической ответственности за эффективность экономического развития между федеральным правительством и региональными администрациями ничего хорошего окружению Волкова не сулит, эффективно «удваивать ВВП» им пока удавалось только в личном формате. Вычистив экономическое поле от опасных (в силу своей управленческой компетентности) топ-менеджеров и парализовав высокими политическими рисками инвестиции местных конкурентов, «семейный бизнес» президента Волкова сегодня озабочен одним – необходимостью в максимально короткие сроки перевести оставшиеся наиболее ликвидные активы из республиканской собственности в «семейную». Потом актуальной станет задача их максимально выгодной перепродажи. Поэтому единственная цель – удерживать за собой власть в регионе – у окружения президента Удмуртии сегодня может быть только спекулятивной. Для реализации этих задач «семье» с помощью команды гендиректора ООО «УТЭК» Андрея Осколкова потребуется максимум полтора года, и к началу 2007 года настанет очередь решать вопросы политической трансформации. Первые шаги уже сделаны – в июне от имени руководителя депутатской фракции Госсовета УР Андрей Осколков заявил о необходимости сокращения числа депутатов до 50 человек (из них 25 – по партийным спискам). На роль «своей» партии месяцем ранее была выбрана республиканская организация «Аграрной партии России», в обновленное руководство которой намерен войти ближайший партнер Андрея Осколкова – гендиректор ОАО «Удмуртнефтепродукт» Андрей Шутов. При таком раскладе получение «контрольного пакета» голосов в будущем Госсовете УР «команде Осколкова» и «семье Волкова» фактически предопределено. Но только в том случае, если президент Волков сумеет сохранить свой пост до весны 2007 года. Наверняка в политических расчетах «семьи» есть и более долгосрочные планы. Например, нельзя исключить, что Александр Волков решит пойти в Госсовет УР следующего созыва, возглавив список республиканской организации «Аграрной партии». Такой вариант дает большую свободу действий – после выборов можно написать заявление и отказаться от мандата (как это было во время выборов в Госдуму РФ по списку «Единой России» в декабре 2003 года) или возглавить Госсовет УР, написав заявление о досрочном сложении полномочий президента УР. И на вполне законных основаниях участвовать в согласовании кандидатуры своего «преемника». Необязательно Андрея Осколкова. Как человек, вкусивший жизнь «олигарха», Осколков может остановиться и на мандате члена Совета Федерации от Госсовета УР, который сегодня представляет в Москве секретарь политсовета республиканской организации партии «Единая Россия» Виктор Хорошавцев. Тогда в первоначальный список на роль главы исполнительной власти (право называться «президентом» после себя Волков, скорее всего, никому не отдаст) имеют шанс попасть нынешний премьер Юрий Питкевич или кто-то из «проверенных» молодых – вице-премьер Виктор Савельев или гендиректор «Удмуртнефтепродукта» Андрей Шутов. Если, конечно, удастся направить события по «осколковскому» сценарию. Есть еще вариант с досрочным добровольно-принудительным уходом президента Волкова до начала 2007 года. Тогда его бывшее окружение попытается продлить свою политическую жизнь, единодушно предложив Кремлю на пост главы республики нынешнего премьера Юрия Питкевича. За такое решение наверняка будет биться в Москве и Нижнем сенатор Виктор Хорошавцев, но выиграет от назначения Питкевича все равно Осколков. По крайней мере, в перспективе, потому что, помимо главы региона, есть еще его заместители по финансам и экономике, а эти позиции наверняка отдадут «на откуп» Осколкову. Во всех перечисленных случаях в Удмуртии сохраняется нынешняя «спекулятивная» система власти, озабоченная выгодной перепродажей бывшей государственной собственности, и без каких-либо претензий на эффективность. Трансформировать эту рухнувшую систему в какую-то более обновленную версию нет смысла, а радикально менять ее изнутри некому. Оптимальный вариант – знакомый с республикой «варяг» без местечковых комплексов и обязательств, готовый поднять эффективность республиканской экономики, объединив природный и производственный потенциал Удмуртии с потенциалом Пермского края. Властные круги Удмуртии всегда комплексовали по отношению к более успешному Татарстану, нечто похожее испытывает истеблишмент Перми, постоянно сравнивая свой регион с Екатеринбургом. Вместе Удмуртия и Пермский край способны обойти и тех и других, но по отдельности – никогда. Объединение двух соседних регионов, которого как «черт ладана» боится президент Волков – вопрос дискуссионный, но совместные программы развития для двух регионов разрабатывать можно уже сегодня и без административного слияния. Нынешнему правительству Удмуртии через такой «барьер» никогда не подняться, этого от него никто и не ждет – интеграцией наших регионов должно заниматься совсем другое правительство. Хотя интеграция с Пермью – тоже вопрос не простой, сегодня мы находимся в разных политических циклах. В Удмуртии президент Волков уже 12 лет, в Перми за это время третий руководитель. В Удмуртии после 2000 года президент Волков последовательно вытравил из республики всех потенциальных конкурентов. В Перми столичный мэр Трутнев победил на выборах губернатора Игумнова, а нынешний временно исполняющий обязанности Чиркунов еще не успел забронзоветь в своей должности. Может, когда-нибудь и начнет бронзоветь. Но тогда надо обязательно вспомнить политический опыт Удмуртии. Александра Волкова в июне 1993 года тоже избрали поруководить правительством, легкомысленно полагая, что это временный вариант, а оказалось, что нет ничего более постоянного, чем временное…