Как «Д» уже писал в прошлом номере, граждане оспаривали эти документы как принятые вразрез с Конституцией РФ и федеральным законом №122, чем существенно нарушили их права и интересы, ухудшили уровень жизни. Региональные органы госвласти в суде представляли заместитель начальника правового управления аппарата Госсовета УР Екатерина Шапкина, начальник отдела судебной практики правового управления аппарата президента и правительства УР Александр Косырев и начальник юротдела Минсоцзащиты УР Ольга Микрюкова. Как заявила в дополнениях Инна Васильевна Темникова, на ее взгляд, процедура ведения слушаний дала очевидные преимущества стороне ответчиков, которые работали над текстом их заявления заранее, получив его за целую неделю до начала процесса. Тогда как сами заявительницы такой «форы» не получили и вынуждены были спорить с такими «подкованными» оппонентами почти без подготовки. Как пояснила «Д» Алевтина Александровна Ивасева, по логике защиты властей, оспариваемые документы отнюдь не противоречат Конституции и федеральному законодательству, а наоборот, развивают их положения в указанном русле. Преамбула федерального закона № 122, где сказано, что реформирование системы льгот не должно ухудшить положение ветеранов, вообще, по словам юристов из правительства УР, норм права не содержит. А статья 153, отдающая на региональный уровень три многочисленные ветеранские категории, якобы не обязывает региональные органы власти сохранить прежний уровень достатка пенсионеров, а только дает право сделать это. Но эти наши органы пока таким правом не воспользовались. Кроме того, отмененные льготы (в трактовке юристов) по своей правовой сути не имеют отношения к «законным правам и интересам», а это есть лишь «почет и уважение», некая поблажка со стороны государства. Наконец, Минсоцзащиты привело убийственный аргумент - до 1 января 2005 года государство фактически не исполняло своих обязательств по закону «О ветеранах», финансируя льготы не в полном объеме. И если за весь 2004 год одиннадцать категорий ветеранов Удмуртии получили по этому закону лишь порядка 320 млн руб., то лишь за один первый квартал текущего года и только по двум категориям (ветераны труда и труженики тыла) бюджет якобы уже израсходовал более 720 млн рублей. Но самым захватывающим моментом процесса, на мой взгляд, стал небольшой перерыв, когда суд удалился в совещательную комнату для вынесения резолютивной части решения. В зале заседаний началась свободная дискуссия между поколениями «дедов и внуков». В споре с пожилыми женщинами профессионалы-законники уже не обращались к теории права и фактически согласились с тем, что государство (и президент Волков в том числе) «опустили» стариков донельзя, что жить и выжить на нищенские пенсии без льгот невозможно, но помочь в этом случае дедушкам и бабушкам должны взрослые работающие дети. «Вот я, поддерживаю троих стариков, - приводила себя в пример Екатерина Шапкина, - а где ваши дети?» Что на это ответишь? Наверное, не у всех пенсионеров дети работают в правовом управлении Госсовета и администрации президента Удмуртии…