Увлеченная игрой в биллиард удуртская политическая «элита» и к местам в республиканском парламенте относится как к удачному попаданию в «лузу». Именно в этой, на первый взгляд «проходной», фразе руководителя фракции Госсовета «Регионы Удмуртии» Андрея Осколкова (одного из самых близких к президенту Удмуртии Александру Волкову политиков и бизнесменов) следует искать ключ к его инициативе по сокращению количества депутатского корпуса со 100 до 50 человек. Выстроенная в республике «командой Волкова» «Система», сутью которой является монопольное господство в Удмуртии одного экономического и политического клана при бесправии основной массы граждан, действительно отжила свое. И теперь те, кто снимал с этой «Системы» сливки, жизненно заинтересованы в ее «обновлении». Абсурдность «рецепта Осколкова» по усилению представительной ветви власти за счет сокращения в два раза количества депутатов Госсовета очевидна. Объективная необходимость уменьшения депутатского корпуса обычно возникает тогда, когда в представительном органе власти имеет место такой накал демократических дискуссий, что это затрудняет поиск компромиссов и снижает эффективность законодательного процесса. В нашем «карманном» парламенте, 90 с лишним процентов которого – это депутаты из «списка Волкова» и который уже давно превратился в штамповочную машину решений, подготовленных исполнительной властью, такой проблемы, понятно, нет. И при сохранении сложившейся в республике административно-политической вертикали совершенно неважно, 100 там будет депутатов, 50 или вообще 1 – в лице самого только Андрея Осколкова. Другое дело, что упомянутая «вертикаль» сегодня поставлена перед достаточно серьезными угрозами.
Три причины одного страха: причина первая
Страх республиканского истеблишмента перед грядущими процессами имеет три главные причины. Две из них имеют «внешнюю» по отношению к республике («федеральную») природу, а одна – «внутреннюю». К «внешним» причинам следует, во-первых, отнести введение так называемой «назначаемости» глав регионов – точнее, выборов губернаторов областей и президентов национальных республик не населением, а региональными парламентами по представлению президента России. Стоит вспомнить, что осенью прошлого года депутат Госсовета Андрей Осколков при молчаливом нейтралитете президентского дворца публично заявил о своем несогласии с этим нововведением. К слову сказать, ижевская организация нашего движения «За достойную жизнь» тоже открыто выступила против данной реформы, проведя в октябре вместе с представителями трех других партий и движений митинг протеста перед зданием Государственного Совета. Однако если участники митинга протестовали против самого принципа ограничения политических прав граждан, то мотивы демарша ангажированного президентским дворцом Андрея Осколкова очевидно были другими. При новой системе появлялся внешний фактор, объективно способный подорвать господство сложившейся в Удмуртии региональной олигархической группировки, которая, используя финансовый и «административный» ресурс, превратила систему демократических выборов в республике в пустую формальность. Не секрет, что руководитель госсоветовской фракции Андрей Осколков не только руководит Удмуртской топливно-энергетической компанией (УТЭК), но и ведет разветвленный частный бизнес (включая сферу скупки городской недвижимости), в котором, как отмечают наблюдатели, представлены интересы «семьи президента Волкова». Понятно, что исчезновение или даже ослабление президентской «крыши» чревато крахом отлаженной таким образом бизнес-пирамиды. С тех пор тревожные сигналы для правящего в республике клана в этом плане только участились. С началом нового года Кремль явно взял курс на форсирование перевода всех регионов на новую систему формирования исполнительной власти, Кроме того, неожиданно всплыл факт законодательной возможности отстранения глав регионов от должности в связи с «утратой доверия» президента РФ. Не исключено, кстати, что при перспективе потери должности президента Волков рассматривает возможность своей пересадки в госсоветовское кресло, где при уменьшенном количестве депутатов можно будет фрондировать представляемым федеральным центром кандидатурам на пост главы региона и вести политический торг на этой основе.
Причина вторая: партийная угроза
Не случайно глава УТЭК увязывает необходимость сокращения числа депутатов с введением партийно-мажоритарной системы выборов региональных парламентов, что, по его мнению, является «ошибкой федерального центра». Дело в том, что избрание половины депутатов Госсовета по партийным спискам объективно повышает роль партий в политическом процессе и усложняет «команде Волкова» формирование подконтрольного ей парламента. Особенно с учетом общественного подъема в стране, а также возможностью неожиданного «запуска» федеральным центром новых партийных проектов, который способен «смешать карты» в планах региональной власти. Не исключено, теперь уже на республиканском уровне, повторение конфуза 1999-го года, когда Волков поставил на «Отечество-Всю Россию» и с треском проиграл кампанию «Единству». В связи с этим сокращение абсолютного числа мест, «разыгрываемых» по партийным спискам, должно обеспечить местной власти хоть какую-то гарантию контроля над партиями. Легче договориться и встроить в свою систему немногих функционеров региональных парторганизаций, чем более широкий список партийных активистов, опирающихся на партийную массу. Пример с республиканским отделением КПРФ, которая, несмотря на конформизм и давние связи своих «первых лиц» с руководством Удмуртии, под давлением настроений массы рядовых коммунистов приняла при всех колебаниях достаточно активное участие в протестном движении зимы-весны этого года, весьма показателен.
Причина третья: протестное движение
Третьим фактором, который заставляет нервничать республиканскую власть и искать спасения в политико-структурных манипуляциях, является формирование в Удмуртии сильного и независимого протестного движения граждан. Раньше для безусловной победы на выборах правящему в республике клану требовались административный ресурс, деньги и PR. Теперь этого недостаточно. Политика в республике сегодня действительно становится публичной – наметилась связь между действительными интересами и эти интересы выражающими политическими, общественными и профсоюзными организациями, готовыми и влиять на власть, и бороться за власть. Голым пиаром здесь не взять – требуются настоящие общественные инициативы, действительное движение власти навстречу чаяниям населения, а не его имитация и банальный подкуп части электората. Однако именно к этому «команда Волкова» не готова и не способна. Именно поэтому она сегодня фактически тайком от общества протаскивает изменения в уставах республиканских городов, которые ведут к ликвидации прямых и всенародных выборов мэров и введению должностей «сити-менеджеров», назначаемых при участии президента Удмуртии. Именно поэтому появляются планы сокращения вдвое количества депутатов Госсовета, что позволит «удмуртской олигархии» сконцентрировать ресурсы на протаскивании своих кандидатов. Крайней степенью лицемерия выглядят слова члена «волковской» команды Андрея Осколкова, что сегодня правительство навязывает представительному органу основные приоритеты в расходовании средств: «Есть моменты в бюджетном процессе, когда роль Государственного Совета нивелирована». Осколков выступает за усиление функций бюджетной комиссии Госсовета, хотя на самом деле и сегодняшних полномочий депутатов вполне хватает для того, чтобы отстаивать общественные интересы при принятии бюджета Удмуртии. И если этого не происходит, то только потому, что сегодняшний депутатский корпус состоит почти исключительно из выстроенных «под Волкова» бизнесменов и дрожащих за свои кресла представителей номенклатуры.
Наши задачи
Неслучайно не депутатский корпус, а протестное движение в лице Координационного Совета гражданских действий и Общественного совета пенсионеров УР в феврале этого года посмело поднять свой голос против бюджетного разврата «команды Волкова», запланировавшей очередное стомиллионное увеличение расходов на власть и «непрозрачные» миллиардные затраты на престижные «президентские стройки». В этих условиях одним из лозунгов гражданского движения в Удмуртии должна стать борьба против запланированного властью сокращения числа депутатов Госсовета. По большому счету, наше движение сегодня заинтересовано не в сокращении, а в увеличении в два раза депутатского корпуса, что позволит провести в Госсовет большее количество настоящих народных депутатов (сегодня там только два депутата, вошедших в Координационный Совет гражданских действий). Олигархическая система в Удмуртии сегодня дает трещину, и этим шансом надо воспользоваться.
Из сообщений СМИ
Руководитель фракции «Регионы Удмуртии» в очередной раз напомнил о своей давней идее пересмотреть политическое устройство республики через преобразования законодательной власти. Осенью Андрей Осколков планирует начать на эту тему дискуссию в свете предстоящих выборов в Госсовет по смешанной системе: «Система прожила достойную жизнь и сегодня требует обновления». Однако, по словам депутата, перевод на партийно-мажоритарные принципы формирования региональных парламентов является ошибкой федерального центра. По мнению Андрея Осколкова, необходимо повышать роль Госсовета через сокращение количества депутатского корпуса со 100 до 50 человек.
«Деловая репутация»