Двенадцать ижевских ветеранов труда подали заявления в Верховный суд Удмуртской Республики, требуя признать незаконными и недействительными региональный Закон «Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике» №89-РЗ от 23.12.2004 г. (принят Госсоветом УР) и Постановление удмуртского правительства «О порядке предоставления мер социальной поддержки ветеранов…» №155 от 24.12.2004 г. Эти нормативные акты региональные органы государственной власти приняли в рамках реализации пресловутого российского закона №122, которым вменялось на уровне регионов заменить отмененные льготы денежными выплатами для тех категорий ветеранов, которые не попали в число закрепленных за федеральным бюджетом, то есть для ветеранов труда, тружеников тыла и репрессированных. «День» немало писал зимой и весной текущего года о причинах, выведших наших стариков на улицы с протестами против резкого ухудшения уровня их и без того несладкой жизни. И вот дело дошло до суда. Заявления ветеранов в Верховном суде УР рассматривал судья Андрей Москалев. На момент сдачи номера в печать решение им еще не было принято и озвучено, хотя в среду оно должно было состояться. О том, каково оно, мы сообщим в следующем номере. А пока расскажем, как происходили слушания в понедельник, 27 июня. Из-за некой канцелярской «запятой» заявителями суд признал только Алевтину Ивасеву и Инну Темникову, остальные хотя и могут присутствовать на заседании (слушания открытые), но выступать и участвовать в процессе не имеют права. Так что «бойцов» только двое. Со стороны ответчиков им противостоят трое совсем молодых людей, 70-х годов рождения, по возрасту вполне годящиеся заявительницам во внуки. Это сотрудники юридических управлений и отделов аппарата президента и правительства, Министерства соцзащиты. Юристы высшей квалификации. Причем, скорее всего, в работе над возражениями на заявление ветеранов участвовали целые «бригады» упомянутых управлений. Не исключено, что привлекали и «спецов» более высоких рангов. Кроме того, времени у этой «железной армады» была неделя. Поэтому, когда в зале судебных заседаний оглашались тексты, в которых Госсовет и правительство УР разъясняли ветеранам, что их положение с принятием оспариваемых актов не только не ухудшилось, а в корне улучшилось, что льготы и компенсации – это разные вещи, что «почет и уважение» никакого отношения к количеству денег не имеют, то просто надо было видеть, как у заявительниц от удивления глаза, как говорится, на лоб полезли. Заковыристей же всего была аргументация того, почему к случаю с данным заявлением не может быть применен принцип верховенства Конституции Российской Федерации и все того же 122-го российского закона, который хотя большинство ветеранских льгот и отменил, но региональным властям не велел стариков обижать. В стилистике удмуртских правоведов и законников как-то так вышло, что и Конституция не обладает прямым действием к данному случаю, а 122-й закон не «обязывает», а «дает право», которым наши республиканские законодатели пока не решились воспользоваться. Буквально одурев от обилия специфической лексики, не имея возможности сходу, со слуха парировать эту мощную, «глубоко эшелонированную» систему защиты власти от собственных граждан, женщины попросили у судьи 10 дней, чтобы разобраться и более-менее грамотно ответить. Суд счел возможным дать один день. А в неофициальной обстановке Москалев сказал, что идти в такой процесс без юридической поддержки было крайне неосмотрительно… Ветераны и сами это понимают, но где же им взять деньги на эту «юридическую поддержку»? У молодых «волков», посланных в суд защищать интересы Госсовета УР и правительства УР, таких проблем нет.
Реформирование системы социальных льгот
Как показал опрос, проведенный в минувшие выходные, за прошедший месяц отношение россиян к реформе социальных льгот не претерпело существенных изменений. По-прежнему положительно и отрицательно это нововведение оценивают практически равные доли опрошенных: в середине мая соответственно 33% против 38%, в середине июня – 36% против 36%. Динамика показателей укладывается в пределы статистической погрешности.

Такая же ситуация с суждениями льготников (таковых 30% от числа всех опрошенных). Решительного преобладания той или иной точки зрения не обнаруживается: сегодня «за» и «против» реформы высказываются соответственно 47% и 44% представителей этой группы. Подавляющее большинство тех, кому вместо льгот положены выплаты (их 21%), заявляют, что за все месяцы денежные компенсации им выплачены (18%), и только 2% говорят о некоторых задержках или не полностью полученных суммах. Еще один индикатор отношения к реформе – восприятие протестной активности, вызванной монетизацией льгот. Оно практически не изменилось. Одобряют эти акции 41% опрошенных, осуждают – 16%, и безразлично относятся к ним 32% респондентов. Примерно так же распределились ответы и месяц назад: 39%, 19% и 29% соответственно. Позиция льготников хотя и выглядит более радикальной, тем не менее, остается стабильной: критический настрой не усиливается и не ослабевает. Декларируемая готовность россиян участвовать в протестных акциях изменилась слабо: месяц назад ее выражали 21% опрошенных, сегодня – 19% (среди льготников динамика похожая: 27% и 25%). Правда, несколько увеличилось – с 66% до 72% – число тех, кто говорит, что не присоединится к возможным протестным действиям; то же характерно и для льготников (рост с 61% до 68%). Фонд «Общественное мнение». Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 23 июня 2005 г., 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
табл.