На прошлой неделе в Минторге Удмуртии прошла встреча производителей пива и владельцев магазинов розничной торговли, закончившаяся дегустацией пива. Несмотря на присутствие большого количества представителей обеих отраслей, было ясно, что цель данного мероприятия - “поженить” сарапульское пиво с торговой сетью «Айкай» (группа “Продторг”), крупнейшей в Ижевске.
Как сообщил в начале встречи министр торговли и бытовых услуг Удмуртии Петр Пономарев, вопрос об удвоении мощностей производства пива в республике “окончательно решен”. Год назад говорили о том, что данный проект подразумевает под собой расширение производства на пивзаводе “Гамбринусъ”, однако группа “Продторг”, которой принадлежит предприятие, похоже, так и не решилась на его реализацию. Сам проект модернизации оценивался в $10 млн, однако один из источников “Д”, знакомый с вопросом, оценил тогда необходимый объем инвестиций ровно в десять раз больше - в $100 млн. Эта сумма позволила бы “Гамбринусу” стать если не “Балтикой”, то вторым “Красным Востоком”.
Сегодня “Гамбринусъ” по-прежнему успешно реализует свое пиво, работая в разгар сезона на пределе мощностей и оставаясь пока самым крупным пивзаводом республики. Но все может измениться: похоже, что фаворитом пивной отрасли Удмуртии может стать Сарапульский дрожжепивзавод.
Во-первых, как сообщил ген.директор сети «Айкай» Александр Балобанов, продажи местного пива в его сети снизились в мае на 18% к аналогичному периоду прошлого года. А в «Айкае» продается много пива завода “Гамбринусъ”. Руководитель Сарапульского пивзавода Николай Юшков, напротив, отметил рост продаж продукции своего завода. В 2004 году он составил 53%. Как удалось сарапульцам достигнуть таких темпов в условиях, казалось бы, перенасыщенного рынка, осталось загадкой.
Во-вторых, Николай Юшков озвучил планы увеличения мощности завода с сегодняшних 400 тысяч дкл до 2 млн дкл пива в год.
“Если 6 лет назад мы могли делать 250 тысяч дкл пива, то сегодня - 400 тысяч. В 2004 году мы вышли на объем 280 тысяч дкл, в этом мы уверены, что сделаем 320. В следующем году мы идем на мощную реконструкцию предприятия и доводим выпуск продукции до 2 млн дкл пива в год”, - сказал гендиректор Сарапульского пивзавода.
Как раз перед этим министр торговли Удмуртии рассказал о перспективе замещения 2 млн дкл ввозимого в республику пива продукцией собственного производства. В общем, все стало ясно как день. Присутствие “Продторга” тоже объяснялось просто: проблема расширения производства пива в Удмуртии упирается не только в инвестиционные ресурсы, но и в возможности дистрибьюции продукта.
«Айкай» представлен обширной сетью магазинов, многие из которых являются супермаркетами. И хотя Александр Балобанов настаивал на том, что его компания охватывает лишь небольшую часть рынка розничной торговли (только в одном Ижевске около 1 тысячи торговых точек против 70-и у “Продторга”), трудно не согласиться с тем, что, благодаря разветвленной сети и территориальному охвату, “Продторг”, включая «Айкай», имеет наибольший потенциал в качестве дистрибьютора практически любого продукта питания.
Однако проблема в том, что “Айкай” продвигает, прежде всего, пиво завода “Гамбринусъ” - оба входят в структуру одной и той же группы компаний. Расширять же производство на “Гамбринусе” вряд ли актуально для группы “Продторг»: в ее состав входит крупный поставщик пива компания “Афродита”, а продавать завозной продукт с каждым годом становится все выгодней. Так, по словам Александра Балобанова, объем продаж пива неместного производства в магазинах “Айкай” увеличился в мае на 44% к маю 2004 года.
“Покупатель все больше отдает предпочтение пиву со всякими непонятными названиями - “Аррива”, “Акапулько”, “Брама” и пр. Самый большой объем продаж у нас составляет пиво “Гамбринус”, мы его продвигаем, ставим на верхние полки, всячески привлекаем внимание покупателей к этому продукту, но, видимо, этого недостаточно. Нужно говорить о глобальных маркетинговых шагах со стороны производителей пива”, - сказал ген.директор сети “Айкай”.
Организованная Минторгом Удмуртии встреча была вполне в русле давно пропагандируемой Петром Пономаревым идеи увязать деятельность местных производителей продуктов питания и торговых сетей. Наличие этой проблемы в республике, а она характерна не только для пищевой промышленности (уже который год говорится о том, что нефтяники Удмуртии плохо покупают промысловое оборудование местного производства), предопределило течение встречи, временами переходящей в дискуссию.
Представители торговли отстаивали ту точку зрения, что заботиться о продвижении своей продукции должны сами производители. Сарапульцы вроде были не против: Николай Юшков пообещал провести качественные рекламные акции, если ему разрешат развернуть деятельность в 5-7 магазинах “Айкая”. При этом директор Сарапульского пивзавода постоянно подчеркивал, что дела у его завода и так идут хорошо, а идея сотрудничества с “Продторгом” обусловлена лишь намерением добавить денег в дефицитный республиканский бюджет.
Но торговля не торопилась с выводами: Александр Балобанов сказал, что ему понравилось сарапульское пиво, но на одном словосочетании “натуральный продукт” хорошие продажи сегодня сделать трудно.
“Спросите молодого человека 18-и лет, с чем он пойдет по улице: с “Арривой” или с сарапульским пивом? Конечно, с “Арривой”, потому что оно рекламируется. А то, что ваше пиво «живое», надо говорить не нам, а покупателям. Надо проводить работу с ними”, - подчеркнул Александр Балобанов.
Другие участники встречи, рассматривая буклеты Сарапульского пивзавода, отмечали отсутствие разбивки ассортимента продукции на возрастные и социальные группы.
На дегустации я попробовал весь ассортимент сарапульского пива. Некоторые сорта действительно великолепны. Но почему, когда заходишь в магазин, глаз сразу ложится на яркую баночку “Клинского”? Делать пиво в Удмуртии умеют, осталось научиться продавать…
Петр ПОНОМАРЕВ,
министр торговли и бытовых услуг Удмуртии:
“Мы сами виноваты, что не заботимся о продвижении своей продукции”
“Если мы пойдем по пути ВТО, то останемся без села и переработки. Если здесь не будет рабочих мест, магазины незачем будет держать, потому что покупателя не будет. Поэтому если мы не будем находить понимание между производителем и торговлей, то с приходом крупных торговых сетей проблемы начнутся и у нашей торговли, и у переработки. Мы считаем, что свои интересы каждый регион должен защищать, но без административного давления. Кстати, это делали пермяки с нами. Вот говорят: у вас тут министр торговли пермскую молочную промышленность не пускает, еще каких-то там предпринимателей не пускает. А у нас тем временем из 18 позиций по молочной продукции, которую мы ввозили в Пермь, осталось всего 6. У нас на рынке активно работает птицефабрика “Чайковская”, Кировский мясокомбинат. Наши говорят: вы нам постройте за счет бюджетных средств в Перми торговый дом. Мы уже построили в свое время такой торговый дом в Москве и потом наших уважаемых молочников не могли туда загнать 6-7 лет. Потом немного дело двинулось и… все прекратилось. Когда мы проводим выставки “Продиндустрия”, то нам приходится туда загонять предприятия. В прошлом году 35 загнали, сделали “Брендом года” наши товары. Иначе они бы даже не подумали этим заниматься. Так что мы сами виноваты, что не заботимся о продвижении своей продукции”.
Александр БАЛОБАНОВ,
ген. директор торговой сети “Айкай”:
“Продвижение продукции - задача производителя, а не торговых сетей”
“Самое главное - не только произвести пиво, но еще и грамотно предложить его покупателю. Какое пиво интересует покупателя в жаркую погоду? Конечно, охлажденное. Исследования подтверждают, что наиболее хорошо продаваемые в летний период сорта пива выставлены в холодильниках. Наличие холодильника - “брендованного”, с подсветкой - означает, что сам производитель позаботился о том, чтобы довести свою продукцию до покупателя. И если сравнить двух поставщиков - у одного есть холодильник, а у другого - нет, то полное преимущество имеет тот, чья “точка” оснащена всем необходимым оборудованием.
Сегодня мало кого устраивает просто “пиво” - потребители выбирают раскрученный бренд. Большую роль играют и другие характеристики. Например, безалкогольное пиво - в Удмуртии его вообще не выпускают, хотя у нас много людей, которые за рулем. Мы также не можем утверждать, что потребителя не интересует количество питательных веществ в пиве, как оно было произведено, “живое” ли оно. Эта информация попросту не доводится до него, хотя в городе множество торговых учебных заведений, которые готовы проводить маркетинговые исследования и акции.
Удастся ли заместить ввоз? Чтобы получить, скажем, 90% рынка, надо добиться 100-процентной дистрибьюции нашего пива. В Удмуртии 2000 торговых точек, и для начала было бы достаточно просто поставить пиво на полки всех этих магазинов.
Продажи ижевского пива в этом году несколько снизились потому, что наш производитель не готов работать на продвижение своего пива. Не готов устраивать масштабные акции - на всю республику. Для этого у заводов должен быть маркетинговый бюджет, необходимо видение перспектив предприятия на несколько лет вперед, а многие производители, к сожалению, далеко в будущее не заглядывают”.
Газета №25 (0726) / 23 июня 2005 г.
ПИВО ЖИВО!
Примерно полтора года назад появилась информация о том, что в Удмуртии будет построен крупный современный пивзавод с баночной линией. В этом году, когда объемы продаж привозного пива в республике растут гигантскими темпами, эта идея кажется еще менее осуществимой, чем тогда. Тем не менее, Минторг УР не теряет надежды приучить население региона к местной марке. Похоже, что в качестве таковой теперь выбрано сарапульское пиво.