Причем этим «коктейлем» не брезгуют представители всех социокультурных слоев, включая студентов, школьников и даже обитателей детских садов. Пушкину в гробу впору перевернуться (хотя, как известно, он тоже любил острое словцо). Понимая, что нынешняя ситуация даже уже не кризисная, а после-кризисная, на помощь «великому и могучему» выступили ведущие специалисты УдГУ в области культуры языка. При поддержке Ученого Совета и ректора УдГУ в Ижевске 1 сентября откроется научно-консультационный центр (НКЦ) «Служба языка». Сюда смогут обратиться все, у кого возникнут проблемы с речевой культурой. Надо сказать, что сейчас такие центры открываются по всей стране и, говорят, успешно. Например, Служба языка под руководством профессора Стернина в Воронеже работает уже больше года. И количество обращающихся за квалифицированной помощью растет с каждым днем. В настоящий момент ижевская служба тоже работает: проводит консультации абсолютно бесплатно, «на правах рекламы». Однако в будущем служба будет платной, но вполне доступной для рядового «носителя языка», озабоченного тем, чтобы восполнить пробелы в собственном образовании. Для этого достаточно будет набрать номер и задать вопрос. Всем известно, что ненормативное речевое поведение способно повлиять на имидж не только продавщицы универмага или менеджера офиса, но и руководителя предприятия, политика, чиновника. - Наш язык, наша речь – это лакмусовая бумажка, «паспорт», из которого мы узнаем о человеке гораздо больше, чем из удостоверения личности гражданина, - говорит заведующая кафедрой стилистики и прикладного языкознания Надежда Кривова, организатор НКЦ «Служба языка». - Человек может скрыть свое происхождение и социальное положение, может с большим или меньшим успехом играть роль некой рафинированной особы, принадлежащей к высшему свету, но когда он откроет рот и произнесет пару-тройку фраз, то моментально себя разоблачит. Как считает Надежда Филипповна, создание такой службы в Ижевске вполне оправданно и своевременно, чему есть подтверждение: уже больше месяца в службу обращаются люди с интересующими их вопросами. Чаще всего спрашивают, как правильно говорить - свЕкла или свеклА, звОнит или звонИт, срЕдства или средствА, профЕссоры или профессорА, учИтели или учителЯ и т.д. Горожане сетуют на неграмотность рекламных щитов и задают вопрос, можно ли хоть как-то повлиять на заказчиков и распространителей рекламы? Обращаются сотрудники учреждений с просьбой помочь грамотно оформить тот или иной документ. В частности, консультанты службы на днях отредактировали текст, который должен был звучать в президентском дворце. Или такой любопытный случай. Принесли документ, связанный с уплатой налогов, в котором одна фраза звучала двусмысленно. С помощью справочников и словарей выяснили, что трактовка может быть двоякой. В результате – дело в суде было выиграно. Теперь дело за добровольцами, активистами и пропагандистами правильной живой речи. В первую очередь борьбу нужно вести с речью кондукторов, чьим фразам позавидовали бы Ильф и Петров. Чего только стоят такие «шедевры»: «Ну, кто еще остался с деньгами?» или «Не толпитесь в заднем проходе, поднимайтесь кверху». Хотя, пожалуй, местные политики в этой области дадут кондукторам фору. Однако они-то и отказались от финансовой поддержки столь необходимой им службы. Чем еще раз подтвердили справедливость народной мудрости – «язык мой - враг мой». Телефон НКЦ «Служба языка» 75–53–20