Модель памятника крокодилу в натуральный рост. В целом по культуре в республике неплохие показатели. Есть даже выдающиеся из окружных (ПФО) стандартов. У нас все так же велика посещаемость культурно-массовых мероприятий, а денег из бюджета, выделенных на культуру, на 16% больше, чем в прошлом году. В цифрах это выглядит так: отрасли по строке «Культура» утверждены годовые ассигнования в сумме 163,5 млн рублей, в том числе на оплату труда и начисления на зарплату 135,6 млн рублей или 83% утвержденного бюджета, оплата коммунальных услуг 10,1 млн руб. (еще 6%). На реализацию республиканских целевых программ – 1,4 млн рублей, на поддержку творческих союзов 290 тысяч и отдельной строкой на фестиваль Чайковского 700 тыс. руб. Из этих цифр Аверьян Трофимович делает вывод, что закон о монетизации не отразился на положении сельских работников культуры, т.е. 25% «завклубовских» в селах остались и регулярно выплачиваются. Объекты культуры на селе будут оптимизированы. По словам министра, сейчас республика не в состоянии оплачивать коммунальные расходы в пустующих школах и клубах. Их, скорее всего, будут объединять под одной крышей. Крышу точно не отнимут у сельских библиотек. «Освободившиеся площади можно отдать под жилье», - рассуждает министр культуры. Многие памятники архитектуры планируется отреставрировать к юбилейной дате – 450-летию присоединения Удмуртии к России (будет отмечаться в 2008 году). Так, по словам Христофорова, продолжаются начатые в 2001 году работы на памятнике федерального значения «Дом Лятушевича», первый каменный дом Ижевска. В 1819 году «Дом Лятушевича» был куплен казной, и здание стало именоваться «Казенным домом №30». Так как некоторое время в особняке располагались квартиры заводских чиновников, то его еще называли «вторым Генеральским домом». В послереволюционное время здание занимали Штаб народной армии, комитет ижевской организации РСДРП(б), Дом юного пролетария и т.д. В 1920-е годы в доме размещался госбанк. В 1945-1947 годах в «Дом Лятушевича» были перевезены эвакуированные в 1939 году в Сарапул коллекции Республиканского краеведческого музея (ныне Национального музея Удмуртской Республики), отдел природы которого по сей день располагается в историческом здании. До настоящего времени в доме из интерьера 19 века сохранились анфиладное расположение дверей, соединяющих эркерный зал с примыкающими помещениями, и металлическая, собранная из многих элементов лестница, ведущая в мезонин. В дальнейшем здесь планируется разместить экспозицию отдела природы Национального музея. Это произойдет после завершения реставрационных работ, стоимость которых, по предварительным оценкам, составит более 5 млн рублей. На пресс-конференции министр культуры сообщил, что уже получен 1 млн рублей из федерального бюджета. Хочу заметить, что, практически ежедневно проходя мимо исторического здания, я не увидела в его облике перемен на миллион рублей. Впрочем, исчез окружающий его бурьян и срубили старый тополь, появилась куча мусора, состоящая, по-видимому, из внутренних прогнивших перегородок дома. Аверьян Трофимович затруднился назвать срок окончания реставрационных работ в доме Лятушевича. По его словам, все зависит от бюджета и выделенных средств. Также среди первоочередных на реставрацию - Главный оружейный корпус завода, более известный ижевчанам как башня Ижмаша. Реставрации подлежит не только то, что видно простому прохожему с набережной, но и все четыре этажа, скрытые за плотиной. На сегодня на эти цели выделено 2 млн рублей (50:50 Россия и Ижмаш). Все эти деньги могут «съесть» расходы на подготовку документации к реставрационным работам. Неясна ситуация по реставрации Генеральского дома и дома Ивана Пастухова. Конкурс по реконструкции набережной Ижевского пруда выиграла мастерская Макарова и все рядом стоящие здания должны вписаться в этот проект, который сейчас находится в стадии доработки. К юбилею отремонтируют монумент Дружбы народов и поставят памятник Кузебаю Герду, где-то возле Арсенала. Высказался Аверьян Трофимович и относительно памятника Ижевскому крокодилу: «Это этнофутуристы придумали, конечно, мое личное отношение неодобрительное». Почему Аверьян Трофимович современную городскую скульптуру причислил к этнофутуризму, осталось загадкой.