Силард Тод (на фото справа) с друзьями в фойе кукольного театра. Но тема нашего разговора касается не профессии, а хобби Силарда. Он – завзятый театрал. Где бы он ни обитал (а это были не только российские столицы, но и крупные европейские города), он всегда ходит смотреть спектакли или на концерты. Год, проведенный в Ижевске, дал ему немало пищи для размышлений.
- Силард, какое самое сильное из театральных впечатлений минувшего сезона Вы могли бы отметить?
- К сожалению, это не местная постановка. В апреле здесь была труппа Московского ТЮЗа со спектаклем «Мастер и Маргарита» по Михаилу Булгакову. Огромное впечатление! И большой зал ДК «Аксион» был почти полон, несмотря на то, что билеты стоили 400-800 рублей. Я стараюсь не обращать внимания, когда в зале раздается сигнал мобильного телефона. Но во многих городах, как я знаю, уже есть такая практика – перед открытием занавеса администрация по громкой связи просит зрителей выключить на время действия свои мобильные телефоны.
- Зачем Вы ходите в театр?
- (пауза) Для духовного очищения. Современный театр, я считаю, в какой-то мере занял место Храма, в котором духовная жизнь сконцентрирована. Поэтому я был очень расстроен, когда на спектакле театра «Молодой человек» «Вишневый сад» зрители, в основном это были тинейджеры, вели себя совершенно неподобающе – свистели, неуместно смеялись, хрустели чипсами…
- А манера, в которой работает «Молодой человек», Вы находите ее интересной?
- Во всяком случае, я вижу, что Столов (главный режиссер театра «Молодой человек». - Н.Г.) – ищущий человек. Я, например, был шокирован, когда меня, зрителя, «актуализировали» на спектакле по Достоевскому: надели на меня какой-то костюм… Но это интересно!
- Какие тенденции современного театра, на Ваш взгляд, являются сегодня преобладающими?
- Минимализация внешней стороны театрального действия. Все, что касается декораций, костюмов, грима, все это сводится к минимуму. Главное внимание – на драматургию, на актера, на идею. К сожалению, в репертуаре ижевских театров я тоже не вижу современных пьес, современных подходов к классике. «Облом оff» в постановке театра им. Короленко, на мой взгляд, это просто творческая неудача. Или вдруг в Национальном театре вижу «Солдатскую вдову», спектакль, как мне кажется, очень старомодный. Кстати говоря, в том же удмуртском театре идет гоголевский «Ревизор» - видимо, как иллюстрация к школьной программе по литературе. А мне не так давно пришлось видеть «Ревизора» в одном из новых театров Будапешта (он называется «Весёлый театр», с огромным зрительным залом) – это было невероятно смешное, остроумное и актуальное действо! Разве для российской провинции сейчас не актуальна тема коррупции? (Еще как! – Н.Г.) Почему же ижевский «Ревизор» будто подернут пылью и плесенью? Раз уж мы коснулись национальной удмуртской культуры, мне показалось странным, что ни в Национальном удмуртском, ни в Кукольном театрах нет ни одного детского спектакля на удмуртском языке. А как же детей воспитывать без национального театра?
- Как, на Ваш взгляд, в наших театрах с уровнем актерского мастерства?
- Есть немало очень сильных интересных актеров. Мне понравилась работа Эдуарда Сажина в «Зойкиной квартире» в роли управдома. Ирина Ромадина в «Короленко» чрезвычайно многоплановая актриса. Прекрасные голоса в труппе Оперного театра. Есть потенциал, есть «звезды». Но опять же я не почувствовал, что кто-нибудь, кроме «своих», театральных людей, знает о них. В городе нет культа Актера, нет популяризации талантливых артистов. Даже не знаю, встречаются ли где-то люди театра вне своей работы? И в связи с этим, может быть, хочу отметить еще одну немаловажную деталь – в Ижевске удивляет отсутствие компьютеризированной системы продажи театральных билетов. Нет даже сводной театральной афиши, что затрудняет зрителю ориентироваться в текущем репертуаре. Отсюда вытекают и недостатки пропаганды театра и его деятелей, самих спектаклей.
- Чем, на Ваш взгляд, обусловлено такое незавидное положение театра как вида искусства в нашем городе?
- Театр там на высоте и востребован, где заметна роль интеллигенции в обществе. Мне кажется, ижевская интеллигенция еще не осознала своей миссии в формировании культурной городской среды. Она должна быть основным «заказчиком» на духовную «пищу».