В апреле 2005 года на территории Удмуртии собрано 3 млрд 698,8 млн руб. налогов и сборов (без учета ЕСН). Это на 653,4 млн руб. меньше, чем в марте, и на 1 млрд 29,7 млн руб. больше, чем в апреле 2004 года. Поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней (в т.ч. федеральный) от налогоплательщиков Удмуртии сократились по сравнению с мартом на 15 процентов. Обычно бывает наоборот. Более того, по сумме апрельских налогов, как правило, можно прогнозировать уровень налоговых поступлений в целом по году. Теперь же апрельский «показательный уровень» получился проваленным. Причина провала, скорее всего, имеет системный характер. В прошлом году ситуация была совсем иная - сбор налогов в бюджеты всех уровней на территории Удмуртии увеличился тогда на четверть по сравнению с апрелем 2003 года и на 21,1 процента по отношению к сумме собранных налогов в марте того же года. На консолидированном бюджете Удмуртии общее снижение поступлений налогов сказалось меньше, но все равно сумма налоговых доходов сократилась по сравнению с апрелем прошлого года на 5 процентов (и на 12,5 процента по отношению к данным за март 2005 года). Традиционное объяснение сокращения Центром доли бюджетных ресурсов, оставляемых в распоряжении Удмуртии, никак не объясняет «апрельский провал». Уровень централизации в прошлом месяце действительно был очень высоким – 59,9 процента (для сравнения – в апреле 2004 года 42,5 %), однако произошло это не только вследствие изменений в бюджетном и налоговом законодательствах. Объяснение снижения поступлений налога на прибыль (-18,9 % по сравнению с апрелем 2004 г.), налога на имущество (-27,8 %) и более медленного, чем могло бы быть, роста налога на доходы физических лиц (+18,9 %) должны дать власти Удмуртии. В принципе, все основные проблемы доходной части бюджета Удмуртии являются производными от трех социально-экономических причин: хронического снижения прибыльности республиканской экономики, вывода активов за пределы Удмуртии, а также инвестирование «удмуртских» субъектов экономики в другие регионы, и низкий уровень жизни большинства жителей Удмуртии. Без разрешения этих системных вопросов сложившиеся параметры бюджета Удмуртии принципиально не изменить.
Поступление налогов и сборов на территории Удмуртии (млн руб.) Что касается текущего момента, то финансовые резервы на обозримую перспективу у республиканских властей еще есть. Балансируя расхождение апрельских доходов с расходами, составившее почти четверть миллиарда рублей, Правительство УР и местные администрации подъели около 188 млн руб. остатков на бюджетных счетах, остальные средства были заимствованы в виде ссуды из федерального бюджета и банковского кредита. По ситуации на 1 мая в резерве властей оставался еще 1,2 млрд рублей остатков на бюджетных счетах, а также часть выручки от продажи акций ОАО «УННК» и ОАО «Ижсталь» (в общей сложности порядка $ 25 млн). Эти средства к началу мая еще не дошли до бюджета Удмуртии, хотя, по данным апрельского финансового отчета, с баланса республики и местных органов власти были выведены акции и доли в уставных капиталах предприятий на суммы 439 млн 465 тыс. руб. (сумма выручки аукциона по продаже акций ОАО «Ижсталь») и 13 млн 024 тыс. руб. соответственно. В расходной политике властей в апреле присутствовали те же тенденции, что и раньше, – рост бюджетных затрат в целом остается очень сдержанным (6,5 % по сравнению с мартом и 9,5 % по отношению к данным за апрель 2004 года). По-прежнему сказывается дефицит доходных источников. Как уже отмечалось в предыдущем обзоре, наметились две новые «точки роста» - по расходным статьям «сельское хозяйство» (+45 % по сравнению с апрелем 2004 года) и «транспорт» (+ 3,8 раза). Однако, учитывая реальную ситуацию в данных сферах, речь, скорее всего, идет о создании каких-то новых «схем» использования бюджетных ресурсов. Что касается находящихся под особым контролем президента Волкова расходов на строительство соцобъектов, то эта слишком «бившая в глаза» отдельная статья в бюджете просто исчезла из новой формы финансового отчета. И, по всей видимости, «разбрасывается» по нескольким направлениям расходов, проследить исполнение которых на основе открытых источников сегодня невозможно. Из основных бюджетных расходов по отношению к данным за апрель прошлого года существенно сократилось финансирование ЖКХ (-21,5 %) и затраты на содержание органов местного самоуправления. В целом по всем органам власти и управления сокращение составило почти 30 процентов, но на самом деле для районного и городского уровней урезание расходов на свое содержание должно быть жестче, поскольку республиканские власти эту политику «затягивания ремня» на себе еще не опробовали.

Рейтинг налогов в апреле 2005 года