Инаугурации региональных президентов, видимо, скоро уйдут в историю. Александр Александрович и Нина Александровна Волковы идут на очередной президентский срок. Фото из архива. Этот вариант не прошел. Но если бы, допустим, пост, который сегодня занимает Александр Волков, назывался б не «Президент», а «Кузё Удмуртской Республики», у Волкова в нынешней ситуации было бы одной головной болью меньше.
Переименование поста президента Северной Осетии в должность «главы республики», в котором большинство наблюдателей видят начало общефедеральной кампании по ликвидации в России института «региональных президентов», - это еще один тревожный звонок для президента Волкова. Волков пока еще не добился положительного решения вопроса о доверии к себе со стороны Владимира Путина – точнее, вопроса о получении гарантий, что такое доверие будет получено. То, что острая необходимость в этом есть, сомнений не вызывает: пример с отставкой президентом России губернатора Корякии с формулировкой «утратил доверие» показал, что никаких гарантий досидеть до конца положенного срока «всенародно избранному» главе региона новое законодательство не дает. А отсутствие спешки в получении переназначения на свой пост Путиным все более начинает выглядеть как фронда проводимой федеральным центром политике. При этом низкая личная популярность Волкова среди населения (о чем свидетельствуют многочисленные митинги под антиволковскими лозунгами с участием тысяч людей) делает принятие Центром решения об его отставке еще более легким. Кстати, некоторые наблюдатели отмечают, что решение о переименовании высшего должностного лица Северной Осетии в порядке «инициативы снизу» поможет Дзасохову сохранить свой пост, несмотря на требования его отставки, которые все настойчивее звучат со стороны части населения республики. Но Волкову таким образом доказать свою лояльность и необходимость Москве будет сложнее. Во-первых, он опять будет вторым (третьим, четверым и т.д.), а не первым (так же, как и в случае с постановкой вопроса о доверии Путина – из президентов республик его тут уже обогнал Шаймиев). Во-вторых, «команда Волкова» так много говорила о пользе президентства для Удмуртии, так настойчиво внушала населению республики мысль, что именно президентский статус руководителя позволяет решать многие (прежде всего финансовые) вопросы в переговорах с федеральным центром, что такой крутой «разворот» только усилит кризис доверия к Волкову среди жителей Удмуртии. По большому счету, введение в 2000 году в Удмуртии поста президента было запоздалым и не решило своих основных задач. В стране уже преобладали центростремительные тенденции (именно под этим флагом проходила избирательная кампания «Единства» и Путина), и добиваться от федералов каких-либо преференций, разыгрывая карту «суверенизации» республики, было уже невозможно. Более того, за годы существования в республике президентской власти со всеми ее дорогостоящими атрибутами (дворцом, аппаратом президентской администрации, дублированием функций исполнительной власти в лице Правительства УР) Удмуртия так и не вошла в число влиятельных регионов, а Волков так и не стал политиком федерального уровня. В центральных СМИ нашу республику чаще вспоминают в связи с Михаилом Калашниковым, а в последнее время - еще и с не прекращавшимися в течение четырех месяцев массовыми акциями протеста, но никак не в связи с экономическими успехами или какими-то яркими политическими инициативами президента Волкова. Самое печальное, что даже в публикации на тему переименования поста президента Северной Осетии такое влиятельное издание, как «Независимая газета», перечисляя все имеющиеся в стране президентские республики, забыло упомянуть Удмуртию и Александра Волкова. Другими словами, президента Удмуртии как бы отменили явочным порядком. Кстати, при подготовке статьи я позвонил пресс-секретарю президента республики Денису Логинову и задал вопрос, будет ли администрация как-то реагировать на факт подобного неуважения со стороны московского СМИ? Пресс-секретарь, как оказалось, на тот момент еще не знал об этой публикации и просил перезвонить. При повторном звонке Денис сказал: «Мы проинформировали редакцию «Независимой газеты». В общем, получается, о существовании президента Волкова надо специально «информировать». Конечно, для такого авторитетного издания, как «Независимая», подобная ошибка непростительна, но, с другой стороны, следует понимать, что в отношении, например, президентов Муртазы Рахимова, Минтимера Шаймиева или Николая Федорова такого рода ошибки в принципе невозможны. Почин осетинских властей для Москвы сегодня особенно актуален в связи с новым курсом Кремля на усиление парламентских институтов, где дополнительные исполнительные функции могут сосредоточиться в руках премьера, представляющего партийное парламентское большинство. В этой связи наличие региональных президентов будет действительно представлять политико-правовой нонсенс. Так что уже поэтому перспектива Волкова остаться президентом до 2009 года выглядит весьма призрачно. Другое дело, что население Удмуртии сегодня коренным образом заинтересовано не в косметическом переименовании высшей должности в республике, а в двух вещах: 1) досрочной отставке Волкова, не способного решать коренные вопросы развития региона; 2) ликвидации (а не переименовании) самого поста удмуртского президента, после введения которого расходы на власть в республике выросли в три раза, а безответственность власти - еще больше. В принципе обе эти задачи (отставка Волкова и ликвидация президентства) должен был решить предложенный протестным движением референдум об упразднении поста президента республики. Напомним, что сформулированный Координационным Советом гражданских действий и Общественным советом пенсионеров УР вопрос референдума гласит: «Согласны ли вы с упразднением должности Президент Удмуртской Республики и внесением соответствующих изменений в Конституцию Удмуртской Республики?» Однако в конце апреля депутаты Госсовета проголосовали против этого референдума под совершенно абсурдным предлогом. Глава комиссии по законодательству Жанна Дворцова заявила, что при такой формулировке граждане не поймут, упраздняется ли институт президентской власти в Удмуртии или же речь идет лишь о переименовании высшего должностного лица. Каким образом термин «упразднение» (как в предложенном вопросе) может трактоваться как «переименование» - осталось на совести главы комиссии и депутатов. Вторым аргументом депутатов стало утверждение, что отмена поста президента якобы влечет за собой неопределенные правовые последствия, так как «на период до внесения соответствующих поправок в Конституцию УР некому будет исполнять такие полномочия высшего должностного лица, как обнародование законов Удмуртской Республики, представление парламенту законопроекта о республиканском бюджете и назначение чиновников правительства». Почему в трактовке депутатов две связанные в вопросе вещи – упразднение должности президента и внесение поправок в Конституцию – оказались разделены каким-то «периодом», осталось тоже неясным. Думается, население Удмуртии ничего не имело бы против того, если бы Волков, выполняя высказанную на референдуме волю народа, «обнародовал» бы закон (конституционные поправки) об отмене поста президента и удалился на покой. Таким образом, депутаты вопреки закону не дали мотивированного (!) отказа инициативе референдума о ликвидации поста президента Удмуртии, что позволяет протестному движению использовать этот рычаг для дальнейшей борьбы. Тем более что «народный референдум» (сбор подписей за отставку Волкова) в республике продолжается.
Из сообщений СМИ

На днях парламент Северной Осетии превратил президента Александра Дзасохова в «главу республики». Как сообщает «Эхо Москвы», это решение может быть стартом общефедеральной кампании. Сейчас президентский титул носят 11 глав национальных республик… Депутаты парламента Северной Осетии единогласно проголосовали за принятие поправки к Конституции республики, которая предусматривает, что вместо президента высшим должностным лицом и главой исполнительной власти будет «глава Республики Северная Осетия – Алания»… По мнению депутатов, «президент в стране должен быть один, а десятки президентов в одном государстве - это политико-правовой нонсенс».
РосБизнесКонсалтинг
Парламентарии Северной Осетии намерены вынести свою законодательную инициативу на суд других субъектов Федерации, где главы исполнительной власти также носят титул «президент». Тем самым формат законодательной инициативы получит знаменитый тезис спикера Совета Федерации Сергея Миронова о том, что в России «слишком много президентов, а должен быть один». С тех пор как эта фраза прозвучала, в различных регионах России периодически предпринимаются более или менее успешные попытки отменить или переименовать президентский пост. Последняя из них провалилась в конце апреля в Удмуртии, где местный Госсовет торпедировал инициативу референдума об отмене поста президента Удмуртии, поддержанного рядом массовых митингов в Ижевске, организованных Координационным Советом гражданских действий и Общественным советом пенсионеров.
Газета.Ру