«Мы с тобой одной крови…» фото Mолодые финны, венгры, эстонцы, мари, мордва и коми сыграли в юмшан в удмуртской деревне Карамас-Пельга
Кавалькада нарядных автобусов отправилась из Ижевска в субботу Нылгинским трактом. В трех из них находились гости – делегаты конгресса Молодежной ассоциации финно-угорских народов (МАФУН) и ее студенческой конференции - ИФУСКО. Молодые люди и девушки из Будапешта, Хельсинки, Таллинна, из финно-угорских республик России в целом составили совершенно европейскую тусовку, разноцветную и разномастную. Разве что, приглядевшись, можно было обнаружить черты, их объединяющие, – высокие скулы, чуть раскосый разрез глаз, обилие рыжеволосых и бледнолицых. И точно такие же ребята и девчонки встречали их, начиная с деревни Бураново. Правда, в национальных или стилизованных под «кантри» костюмах – все-таки «хозяева». Конечно, налета «этнографичности» в такого рода мероприятии избежать было трудно, но важнее оказалась та неожиданная степень сердечности, которая возникла при личном контакте между «пришельцами» и «аборигенами». Причем особенно это было заметно, когда молодые общались со старушками-певуньями – невнапряг, без комплексов. Они были интересны друг другу! Что такое юмшан-игра, в которой соревновались пять или шесть команд (из самой Карамас-Пельги, из Бураново, из Малопургинского района, сборная МАФУН-ИФУСКО и др.)? Молодежь должна была пройти восемь «пунктов», в каждом из которых следовало показать знания и умения из сферы традиций, истории, верований и культуры удмуртского народа. Бегали команды часа два. Вернулись все в мыле. Первыми пришли бурановцы. Они и взяли первый приз – музыкальный центр. А чтобы усложнить выполнение заданий для местных ребят (они же все здесь знают), текст условий был дан им на немецком языке. Принимающая сторона отличилась и в угощении – длинные деревянные столы были уставлены снедью, а рядом с ними на кострищах стояли, издавая заманчивые ароматы, пять 20-литровых котлов – два с супом, два с кашей, один с травяным чаем. Супы ушли влёт, кашу добирали дольше, чай пришлось добавлять. Напоследок еще заказали бабушке, жившей напротив, большое ведро с отварной картошкой, такой крупной и разваристой, какую в городе уж вряд ли встретишь. Пели и плясали после ужина повсюду. Худенькая и большеглазая эстонка Криста в кружке с удмуртскими бабушками пела песни из сборника удмуртских народных песен, изданного в Таллинне. Гости из соседних республик демонстрировали знание удмуртского фольклора. Целую делегацию увела с собой знаменитая ковровщица Ольга Ильинична Мазитова - показать ковры, угостить редкой чистоты перегоном, настоянным на черемуховых цветах. Еще на том же празднике вручили награды «Дэмдор» - за заслуги в сохранении народных традиций удмуртского народа. Лауреатами стали студия этнической одежды «Неофолк»; Елена Попова, фольклорист и журналист; Надежда Пахомова, директор Киясовского Дома ремесел; целая деревня Бураново (в номинации «Этнокультурный бренд Удмуртии»); Андрей Прокопьев, руководитель студии танца «Эктон корка»; Александр Юминов – за серию дисков аутентичного фольклора. Сам знак «Дэмдор» представляет собой украшение на шею, аналогичное найденной в Варнинском могильнике бронзовой подвеске. …К моменту расставания все оказались такими друзьями, что не обошлось без слез. Пострадавшими можно признать только вырубленные в сквере акации (готовили площадку для столов) да черного ягненка, заблудившегося и с перепугу не нашедшего дороги домой – пометавшись среди гостей, он уныло слонялся вокруг гулянья.
Надежда ГЛАДЫШ

Анжела и ее кошки
На афишах цирковой программы «Кремлевские звезды», которыми обклеен весь город, кошки почему-то представлены австралийскими и гигантскими котами. В реальности на манеже - это обычные кошки. Другое дело, что обычные кошки могут достичь гигантских результатов. И о них – наших российских, уличных – мы знаем не намного больше, чем об «австралийских гигантах». Об этом мы говорили с Анжелой Панфиловой, дрессировщицей кошек.

Свою цирковую карьеру Анжела начинала «куклой», еще будучи школьницей. Двое выносили ее на манеж. Она гнулась в их руках, как им вздумается. Этот «каучуковый» номер был в программе недолго. Гуттаперчевая девочка оказалась своенравной и разошлась с партнерами. И пошли кошки. В цирке вообще легко переходят из номера в номер - меняют занятие. Дрессировке учатся сами. Многое зависит от характера. У Анжелы, например, плохо получается дрессировка собак, а на кошек терпения хватает. Кошек она собирает на улице. Из жалости. И еще подбрасывают. Буквально. Так, Вульфа подбросили в Литве прямо в окно цирка-шапито. Пожалела, подобрала подброшенного, сделала из него первоклассного актера. А потом он попал в книгу Гиннесса. Это было в Корее. Его подняли краном на высоту 21 метр. И он не испугался, спрыгнул на подушку в руки Анжелы. Самый интересный рассказ Анжелы - о Чижике. Он ослеп. Она долго не догадывалась об этом, но обратила внимание, что, прыгая в кольцо над ее головой, он стал иногда натыкаться на обруч. Анжела показала его врачам. Все находили его здоровым, пока один не заглянул в дно кошачьего глаза, - «он у вас совсем слепой». Поразительно, что при полной слепоте он так хорошо ориентировался в пространстве и на арене, и дома. Кошки, они чем-то еще видят, кроме глаз. «Ошибаются, когда отказывают кошкам в уме и привязанности». Вульф очень ревнив. Один из его номеров: прыжок с каната с высоты 10 метров. «Малым» он не дает это делать. Хочет сам. Даже когда лапа болит, просится на манеж. «Малым» (так называет Анжела кошек помладше, которые учатся, входят в номера) он устроил разборку, оттрепав, как «дед», салаг-первогодков за то, что посмели войти в его номер. Они теперь боятся подходить к канату. Расхожее представление о дрессировке: сделал трюк - получи что-то вкусное. На самом деле не все так просто. Вульф может обидеться, если его не берут на выступление. Не смотрит в сторону Анжелы, капризничает. У них своя кошачья жизнь. Ее не понять. Например, Анжела не может объяснить, как старшие, опытные, учат малых. Но она обязательно в номер с новыми кошками вводит старого артиста. Процесс дрессировки резко ускоряется. «Антипод». Так называется один из номеров Анжелы. Для этого она ложится на спину, на ногах раскручивает барабан. Кошка бежит то внутри, то по поверхности барабана… И она рассчитывала, что «антипод» позволит ей раньше выйти на пенсию (таковы правила), но ей отказали: «будешь до 55 лет работать». Стало обидно. Хотела уйти из цирковой жизни в нормальную. Ее сын ездит вместе с ней, за год по 10 школ меняет. Ему, правда, это нравится: «много друзей». А к расставаниям как-то быстро привыкаешь. И она в своем детстве так жила. Пригляделась Анжела к жизни подруг, покинувших манеж (работу уже почти нашла), и почувствовала, что к нормальной жизни ей не притереться. Так и осталась «антиподом».
Николай АЛЕКСАНДРОВ

Музыка голодных
Рок-н-ролл по своей сути - это музыка проблемной молодежи. Как сказал когда-то лидер питерской «Алисы» Константин Кинчев: «Сытым нечего делать на наших концертах!» Но в последнее время все чаще приходится слышать, что рок-н-ролл умер, он неактуален.

Тем не менее в Ижевске появляются новые группы. Так, недавно состоялся дебют никому пока не известной рок-команды с загадочным названием «Утерянная раса». Ребята выступили в Центре досуга «Ударник», именуемом в народе не иначе, как «рассадник», «кошкин дом», «угарник», и являющемся излюбленным местом тусовок местной маргинальной молодежи. Подтвердили справедливость молвы три бритоголовых субъекта у входа: микрорайон завода «Буммаш» всегда славился своими лихими криминальными традициями. В остальном состав зрителей был типичным для первого выступления никому не известной группы: друзья-подружки, братишки-сестренки и, конечно, мамы. На «разогреве» работали ребята из группы с «поэтическим» названием «Закон подлости», чей репертуар хорошо соотносится с названием – ненормативная лексика, агрессивный стиль и очень «тяжелый» рок. Можно оглохнуть. «Ширнись и забудься!» - эпатажно продекларировали музыканты и покинули подиум. На протяжении всего вечера были технические проблемы со звуком, что, конечно, не украсило дебют молодежи. Но обратимся собственно к музыке. К большому удивлению, за весь вечер не было сыграно ни одной кавер-версии каких-либо известных хитов, репертуар состоял исключительно из собственных произведений участников «Утерянной расы». Ребята выбрали интересный и запоминающийся стиль исполнения. Тяжелый рев гитары перемежался с чисто дворовым звучанием, построенным на четырех аккордах. Наивные и чистые соло - со сложными флажолетами. Наиболее яркой чертой юной команды можно назвать вокал Андрея Русанова, от природы звонкий и высокий, но нарочито огрубляемый в стремлении казаться старше и походить на признанных героев рок-н-ролла. Отдельно скажем о текстах. Как у большинства начинающих рок-н-ролльщиков они, скорее, депрессивные, но без открытой агрессии (как, скажем, у того же «Закона подлости») и пронизаны нешуточной безысходностью. Протест («Но все это война… Она нам не нужна») соседствует с надрывом - «Подарите мне свободу!.. Подарите мне любовь!..». Нехитрый припев подхватывал зал - эти мальчишки и девчонки выросли в одном районе, возможно, даже в одном дворе. Кстати, в составе группы – старшеклассники 19-й школы и учащиеся расположенных на Буммаше колледжей (бывших ПТУ). Им, конечно, приходилось сталкиваться со взрослыми проблемами: одиночество, насмешки, отсутствие возможности самореализоваться, конфликты с родными и сверстниками, многие из которых делают первые уверенные шаги на пути криминала... И после всего этого не озлобиться, не сломаться, а попытаться таким манером что-то сказать своим сверстникам. В этом контексте становится понятным смысл названия группы. Хотя они, конечно, не одиноки. Распрощавшись с публикой, «Утерянная раса» уступила место на сцене своим старшим друзьям (они уже студенты) – группе «Элланта». Музыканты этой группы не только морально поддержали «…расу», но даже дали им свои инструменты для выступления. Держались «элланиты» на сцене как мэтры. Со своей задачей справились неплохо - этакий гаражный гламур.
Александр СЕМАКИН