Первопричина
фото Не нужно быть экспертом, чтобы констатировать - в Ижевске не всегда можно верить гордой вывеске «Бутик», а также ярким надписям «SALE!» (распродажа). «Бутики» зачастую представляют собой что-то среднее между ассортиментом рынка и отделами действительно знаменитых на весь мир марок одежды. По личному опыту знаю, что не стоит покупаться на дороговизну вещи, это не всегда гарантия ее благородного происхождения. После покупки красивых сапожек в одном из бутиков по улице Советской, которых, как уверяла меня продавец, «каждой пары только по размеру», после визита на базар, где более чем в трех торговых точках стояли те же самые сапожки, но в два (!) раза дешевле, я зареклась заходить в подобные магазины. Еще меня очень радуют откровения хозяек маленьких магазинчиков, которые честно заявляют, что их товар из Турции и то, что прибыли они вместе с директорами дорогих магазинов одним чартерным рейсом с одного базара. То же самое говорят владельцы отделов, торгующих вещами с европейских распродаж, которые не заламывают, в отличие от своих коллег, цены на экстрамодные прошлым летом вещи. Про местные сейлы (распродажи) говорить вообще не хочется. По собственному опыту знаю, что в Ижевске, как правило, действует некая странная «арифметика», когда на ярлычке кофточки пишется сумма, выведенная путем прибавления к ее реальной стоимости 70% и вычитания из получившегося числа 50%. О том, что прибавили, обычно не пишут, а что «- 50%», напишут крупно и красным маркером. Очень трудно выбрать в столице Удмуртии действительно качественную и красивую обувь по доступной цене. Как шутят иногородние, в Ижевске продают два вида обуви: «черную» и «черную блестящую». И с гостями приходится соглашаться. Хозяева обувных отделов в свое оправдание говорят, что цветную не везут, потому что нерентабельно. Ее вряд ли купят: она яркая, за ней ухаживать труднее…
Поход на Казань
В столице Татарстана получили мы свой первый опыт экстремального шопинга. Приехали туда в полдень по местному времени, а уезжать надо было ровно через четыре часа. Стремительность нашего марш-броска не повлияла на его качество. За это время мы посетили два торговых квартала (нечто вроде нашего «Эльгрина», но гораздо больше и светлее), все магазинчики на пешеходной улице имени Баумана, несколько фирменных отделов в магазинах, казанские «Детский мир» и ЦУМ, а также подкрепились в кафе и пиццерии. Признаться, мы ехали наобум, без предварительной разведки на местности. Тем более не знали, где и когда будут проходить распродажи. Но удача была на нашей стороне, хотя, возможно, интуитивно или под впечатлением от модных журналов мы выбрали очень удачное время для покупок на распродажах: конец сентября. Казань нас встретила яркими растяжками, зазывалами и огромными щитами, где лаконично было сказано, где, когда и почем мы сможем встретиться с джинсами нашей мечты и прочими товарами американо-европейского швейпрома, достойными нашего внимания. Первым делом мы зашли в магазин, который, как выяснилось позже, слывет едва ли не самым дорогим местом, где можно одеться в Казани (см. правило 3), но также известен своими ликвидациями коллекций (это когда продается все и очень дешево). Очень вежливые продавцы в четыре руки помогли мне примерить джемпер экстравагантного фасона, при этом выяснив у меня, какой стиль я предпочитаю и с какими вещами мне можно будет его комбинировать. Джемпер мне очень понравился и со скидкой стоил недорого. Очень недорого. Короче, надо было брать. Но милые девушки, сотрудницы бутика (продавцами назвать их как-то язык не поворачивается), тут же прикинули на листке и объяснили, что носить мне эту чудную вещь не с чем и она просто выпадает из моего гардероба. Взамен предложили свитер такого же фасона, который понравился мне больше джемпера и стоил столько же. На прощанье девушки долго извинялись, что в связи с тем, что это распродажа, они могут уложить покупку не в фирменную упаковку, а лишь в прозаичный пакет с ручками. Словом, расставались мы чуть ли не лучшими подругами, которые обязательно сообщат, «если к ним поступит что-то подходящее». Нужно отметить, что для шопинга мы выбрали одежду попроще и выглядели не ахти как – все-таки в поезде несколько часов добирались (см. правила 1, 2). Как тут не вспомнить «родных» продавщиц, читающих книги за прилавком и их коронную фразу: «Вашего размера нет!». Стараниями казанских продавцов наши гардеробы были полностью укомплектованы к сезону, причем не катастрофически обременительно для кошельков.
Пермские соседи
Поездка в Пермь была менее продуктивной. Возможно, из-за того, что у нас было время подумать. В общей сложности мы пробыли там чуть менее суток. Излишек времени позволил произвести разведку на местности, в результате чего мы так и не смогли выбрать из всего свалившегося на нас изобилия (см. исключение). Пермь останется в нашей памяти городом, где очень много обувных магазинов. Но, к сожалению, это обилие не имело практической пользы (см. правило 3). Так, мы выяснили, что все пермячки поголовно обладают по-китайски маленькими ступнями и мы, их большелапые соседки, обречены остаться босыми при очевидном изобилии. Был забавный момент, когда, уже отчаявшись найти подходящий размер, я в сердцах сказала: «Ну, дайте уже лапти какие-нибудь!» Продавец вынесла мне самые настоящие лапти. Еще Пермь - город каких-то неслыханных скидок. Так, вполне сносные кроссовки, которые у нас выдавались бы за фирменные, там стоят в отдельной витрине и стыдливо называются «имитацией», а стоят … 350 рублей (кстати, 39-й размер тоже есть). Также видели в пермском ЦУМе туфли за 1500 рублей, которые в ижевском ЦУМе предлагают за 2500 (см. правило 4). Еще в Перми очень много крупных, упитанных (но при этом явно бесхозных и очень ленивых) собак, которые беззаботно дрыхнут прямо на пешеходном тротуаре, среди снующей толпы, не затрудняя себя выбраться хотя бы на газон. Местные жители их обходят и объезжают как священных коров. Очень велика концентрация этих представителей городской фауны вокруг летних кафе, в меню которых есть шашлык, что наводит на мысли. Также по аналогии с городом Иваново (Московской области) Пермь по праву можно считать городом женихов. Такое обилие одиноких мужчин, желающих познакомиться, вряд ли можно встретить где-то еще в ПФО (см. правило 5).
***
Не теряйте голову в магазинах, а получайте удовольствие! Удачного вам шопинга!
Несколько правил иногороднего шопинга
1. Билеты приобретаются заранее в оба конца. При покупке билета до пункта назначения интересуйтесь у кассира, точно ли вам достанутся сидячие места. Если кассир ответит - нет, то постарайтесь как можно раньше прибыть на вокзал в день отправления. Не стоит доверять кассиру, если он говорит, что с проводником можно договориться и за дополнительную плату проехаться в более комфортных условиях. Это, скорее всего, шутка. Иначе вам придется стоять (!) в тамбуре (!!) до самой Можги, как в нашем случае во время поездки в Казань, как говорится, «согласно купленных билетов».
2. Отправляться в шопинг стоит в будни, чтобы не торчать в тамбуре вместе с многочисленными студентами и гастарбайтерами из районов Удмуртии (см. правило 1).
3. Маршрут экстремального шопинга надо планировать заранее: выяснять местоположение интересующих вас магазинов и узнавать о скидках (о них пишут в модных журналах) или завести подругу по переписке, у которой узнавать о предстоящих акциях в магазинах.
4. В разных городах одна и та же вещь стоит по-разному. Это правило применительно и к ассортименту. Например, «Манго» в Казани и Перми абсолютно разные и совсем не походят на европейское «Манго».
5. Если вы рассматриваете живность в городе, считаете дорогие иномарки и обращаете внимание на местных жителей, экстремальный шопинг можно считать проваленным. Ведь вы не за этим сюда приехали.
Исключение (подтверждающее правило 3): психологи уверяют, что у спонтанно купленной вещи больше шансов стать самой любимой в вашем гардеробе.