Газета №19 (0720) / 12 мая 2005 г.
КРАСНА ЕЗДА
Триумфальное шествие иномарок, масштабы которого представлялись фантастическими еще каких-то 3 года назад, заставляет задуматься: кому будет нужен отечественный автомобиль в обозримом будущем?
Быстрая переориентация солидной части российского автопрома, к которой в этом году присоединится и “Ижавто”, на сборку ходовых зарубежных моделей свидетельствует о том, что наши машиностроители свой выбор уже сделали: в этом году снимается с производства ставшая такой привычной “Ода”, постепенно переходит в разряд антиквариата старая вазовская “классика”… Не станет ли автомобиль снова роскошью для большей части россиян?
Заявления о массовом обнищании россиян в ходе экономических реформ решительно не согласуются с данными об объемах продаж товара не такой уж и первой необходимости, как автомобиль. Особенно сильное впечатление производят ударные темпы роста российского рынка новых иномарок: кажется, будто предпочесть “Жигулям” иномарку россиянам мешал до последнего времени только лишь дефицит последних.
Неожиданно обнаруженный в 2003 году острый недостаток модных моделей в прошлом году был в значительной мере восполнен компаниями-дилерами, хотя говорить о насыщении рынка, судя по всему, будет неактуально еще несколько лет. По предварительным данным, в 2004 году в России было продано 360 тысяч новых иномарок. Прирост к уровню предыдущего, 2003 года, составил около 80%. Из них 145 тысяч машин было произведено на территории России, что почти в 3 раза больше уровня 2003 года. Несмотря на это, импорт новых автомобилей не только не снизился, но и увеличился на 25%, составив порядка 215 тысяч штук. В частности, этому способствовал рост продаж моделей марки Toyota, которые полностью ввозятся из-за рубежа, с 25 до 44 тысяч штук. Только отсутствие собственного завода в России не позволило Toyota сохранить за собой первое место по объемам продаж, с которого его вытеснил концерн Hyundai, освоивший в 2004 году на базе Таганрогского автозавода производство новой модели - Sonata.
В спину Toyota дышит Ford, продавший в прошлом году в России 39,2 тысячи своих машин, в том числе 28 тысяч автомобилей Focus. Морально устаревшая, зато относительно доступная Daewoo Nexia все еще пользуется спросом среди российских автолюбителей и занимает по итогам продаж в 2004 году второе место (25,3 тысячи штук).
Обращает на себя внимание, что с каждым годом в России продается все больше иномарок стоимостью от $12 тысяч и выше. К примеру, в прошлом году россияне приобрели 8 тысяч автомобилей Hyundai Elantra стоимостью от $14 тысяч и почти 10 тысяч Toyota Camry по цене от $30 тысяч. Для сравнения, в странах западной Европы Toyota в 2004 году реализовала 13,2 тысячи Camry – цифра, вполне сопоставимая с российской. Неожиданно высоко поднялся в рейтинге продаж новых иномарок внедорожник Lexus RX 300 по цене $55 тысяч – за прошлый год было продано 2,6 тысячи этих машин против 912 штук в 2003 году.
Растущий платежеспособный спрос на дорогие японские и немецкие автомобили и на иномарки вообще, которые стоят в целом дороже, чем отечественные машины, лучше всяких показателей свидетельствует о масштабах сформировавшегося в России среднего класса. Трудно сказать, сколько из 146 тысяч проданных в прошлом году новых иномарок стали первыми для своих хозяев. Не исключено, что часть покупателей имеет финансовую возможность менять машину с такой же частотой, с какой меняются модные тенденции. Между тем большинство россиян, проживающих за пределами московской кольцевой автодороги, не в состоянии обновить устаревший “мобильник” без последствий для семейного бюджета. И, конечно, далеко не все могут порадовать себя даже отечественным автомобилем. Речь, разумеется, не идет о вторичном рынке, машины с которого достаточно редко служат источником радости для своих владельцев.
Тем не менее рынок новых автомобилей отечественных марок продолжает расти. По данным “АСМ-холдинга”, в 2004 году объем производства легковых автомобилей российских марок (включая Chevrolet Niva) составил 1,03 млн штук, что на 3,6% превышает аналогичный показатель 2003 года. Как обычно, львиную долю продукции произвел “АвтоВАЗ” - 718 тысяч автомобилей (+2,6%). На втором месте “Ижавто” с 96 тысячами машин (+2,4%), на третьем месте – ГАЗ, выпустивший в 2004 году 66 тысяч “Волг” (+15,7%). ЗМА и СеАЗ вместе взятые произвели 61 тысячу автомобилей “Ока”, что практически соответствует уровню прошлого года. “GM-АвтоВАЗ” увеличил за прошлый год выпуск внедорожников Chevrolet Niva до 54 тысяч штук. Несколько снизил темпы производства УАЗ, который смог реализовать в 2004 году 31 тысячу своих вседорожников (-5,6%).
Некоторый успех отечественных марок можно смело списать на эффект от заградительных пошлин на подержанные заграничные автомобили. Однако еще большую пользу от этого получили российские производители иномарок. На сегодняшний день в России действует 5 совместных автопроизводств: помимо альянса “АвтоВАЗа” с General Motors это завод Ford в Ленинградской области, Hyundai в Таганроге, Renault в Москве и завод “Автотор” в Калининграде, выпускающий модели южнокорейского автоконцерна Kia. С 1 августа 2005 года модельный ряд Kia российского производства должен пополниться автомобилем Spectra, который готовят к серийному выпуску на “Ижавто”.
По прогнозу к 2007 году в России будет производиться 400-450 тысяч иномарок, а к 2010-му их объем возрастет до 800-900 тысяч штук. Таким образом, примерно каждый второй автомобиль, выпускаемый нашими автозаводами, будет иметь иностранное происхождение. Так что с проектом по производству Spectra “Ижавто” попал в самую точку. Ижевских машиностроителей также должен вдохновлять пример таганрогского Hyundai Accent, весьма похожего по незатейливости дизайна и характеристикам на Spectra, который занял в 2004 году почетное 3-е место по продажам в России (20 тысяч штук).
Уже много слов было сказано по поводу явного несоответствия достоинств Spectra ее цене: в базовой комплектации стоимость автомобиля должна составить почти $13 тысяч. Для сравнения, столько же стоит Ford Focus, Chevrolet Niva стоит $11,5 тысячи, Daewoo Nexia - $9,5 тысячи. А полностью укомплектованная элементами комфорта и безопасности Spectra будет стоить $15 тысяч – столько же, сколько Nissan Almera зарубежного производства. Ко всему прочему, тот же Nissan и Toyota, по всей вероятности, обзаведутся собственными заводами в России, а Ford объявил о грядущем снижении цен на обновленный Focus за счет локализации производства компонентов: новая модель в базовой комплектации будет стоить значительно дешевле, чем Spectra, - $11,7 тысячи.
Пресловутый “народный” автомобиль пока остается отечественным, хотя и продолжает уверенный подъем к среднему ценовому сегменту: это уже не “Ода” с “Жигулями”, и не “Ока”, которая так и не оправдала надежд в плане массового спроса. Сегодня “народный” автомобиль стоит порядка $7-8 тысяч, и его олицетворяет собой “Лада”. Иначе говоря, по своим техническим характеристикам и уровню комфортабельности Spectra вполне претендует на звание “народного” автомобиля, но для этого она должна стоить чуть дороже тольяттинских “десяток” и “Самар”. Естественно, в ближайшее время этого не случится, а значит, эра самых доступных в России, не считая “Оку”, ижевских “Жигулей” еще далека от заката. Но звонки по этому поводу уже звучат вовсю.
В 2004 году ГАЗ и “Ижавто” столкнулись с проблемой сбыта продукции: то ли у россиян стало меньше денег, то ли все они ушли в кассу “Форда” и иже с ним. В любом случае сигнал понятен, будь то намек на слишком высокие цены, подъемом которых весь прошлый год увлеченно занимались российские автозаводы, или недостатки качества. Оправданы ли в этом контексте опасения за судьбу “российского” автомобиля?
Если обойтись без псевдопатриотизма, то, когда говорят об “уничтожении отечественного автомобиля”, имеют в виду проблему “автомобилизации” малообеспеченных слоев населения. Кто будет выпускать машины для колхозников, бюджетников и пенсионеров, если рентабельней выпускать иномарки? К счастью, сейчас такой проблемы не стоит, а спустя время представление россиян о малобюджетном автомобиле может сильно измениться.
К 2010 году аналитики прогнозируют рост производства автомобилей отечественных марок к сегодняшнему уровню всего на 100 тысяч штук. Ничего удивительного не будет в том, если большую часть этого прироста даст Chevrolet Niva или какой-нибудь другой российско-зарубежный автомобильный гибрид с неопределенным гражданством. Через 2-3 года цены на “вазовские” машины сравняются уже не только с новой Daewoo Nexia, но и с более презентабельными моделями. По плану “Ижавто” к этому времени с его конвейера должны быть сняты “шестерка” и “вазовский” универсал. Кто знает, не станет ли через 5 лет Kia Spectra попадаться на улицах Ижевска так же часто, как сейчас “Ода”? А если так, то бюджетникам опасаться нечего: свято место, вернее ниша, пуста не останется. А какие это будут “российские” автомобили – ижевско-корейские или японо-таганрогские – какая разница? Были бы электростеклоподъемники да “кондишн” приемлемый… Пусть у “Ижавто” все получится со Spectra – будем брать свое, удмуртское.