Проект Зои Лебедевой «Кисет в 41-й год». Выполнен жителями  села Бураново. Действительно, выставка объединяет биографии около 40 фронтовиков и тружеников тыла. Все они проживают в Ижевске, хотя в годы войны служили и работали в разных уголках Советского Союза. Ровно 60 лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны. Чем живут сегодня бывшие участники военных действий и труженики тыла? Что их волнует, радует, огорчает? На эти вопросы призван ответить документальный проект «Чем живешь, ветеран?», организованный ВЦ «ГАлереЯ» и администрацией Октябрьского района. Выставка объединила самые яркие эпизоды из жизни ветеранов: военные годы и мирное время. Сюда вошли архивные материалы, фотографии, дневники ветеранов. Вещи, сохранившиеся со времен войны, они стали грустным воспоминанием тех тяжелых дней. Крохотный кусочек блокадного хлеба. Его сберегла ижевчанка, работавшая в окруженном фашистами Ленинграде старшей медсестрой. Осколок от снаряда. Три с половиной на полтора сантиметра. Он был извлечен спустя 40 лет после окончания войны. На выставке не только воспоминания ветеранов. По-разному сложились судьбы людей после войны. Каждая уникальна, неординарна. Но одно объединяет ветеранов – это огромная любовь к жизни, умение ценить каждую минуту. Уже давно находясь на пенсии, многие до сих пор ведут активный образ жизни: выступают с концертами, занимаются творчеством, принимают участие в работе общественных организаций. Во время презентации выставки неугомонные старики дирижировали ансамблем учеников ижевской школы № 83, кадрили молоденьких журналисток и делились планами на будущее. Воспоминаниям о днях войны посвящается авторский проект Зои Лебедевой и жителей с. Бураново «Кисет в 41-й год». Правда, сами ветераны подходили и спрашивали, что это за цветастые мешочки. Бурановские бабушки рассказывали, что это специальные мешочки для махорки, что в те далекие времена они шили их всем классом сельской школы из «магазинной ткани», украшали вышивкой и лоскутами и отправляли на фронт, солдатам. В выставленные кисеты вложены письма, адресованные дедушкам и прадедушкам, которые не вернулись с войны. На выставке представлены художественные объекты, изготовленные вручную: солдатские одеяла, выполненные художницей в технике женского рукоделия. Представляя свой проект, художница не смогла сдержать слез: «У меня нет слов, чтобы выразить благодарность вам, ветераны». Сама Зоя ждет сына из армии, наверное, поэтому в посвящении она задает вопрос: «Но почему сильные мира сего, политическая элита не присягает перед солдатом, что ввергнет его в войну и не поставит под угрозу его жизнь?» Еще Зоя вместе с учениками лицея №44 сняла документальный фильм. В нем современные школьники рассказывают о войне. Выставка будет работать в майские праздники.
Не превратят ли чиновники «Мирас» в мираж? Татарской общине нужен свой профессиональный фольклорный ансамбль
У меня на столе лежит увесистая кипа бумаг – это результат многолетней переписки известного исполнителя, неоднократно представлявшего Удмуртию на всевозможных фестивалях и конкурсах, руководителя татарского народного профессионального ансамбля танца и песни «Мирас» («Наследие») Ахматнура Гадальшина с чиновниками всех уровней Удмуртии. В ответах - общие фразы, советы обратиться к другим руководителям… Удивляешься, с каким упорством Гадальшин пытается создать востребованный татарским населением Ижевска и Удмуртии творческий коллектив и как упорно сопротивляется этому власть.

- Ансамбль должен был быть давно, талантливые люди рождаются очень редко. За двадцать лет такой возможности не было объективно, не было профессионалов. В 1997 году многие выпускники Казанской консерватории вернулись сюда, домой. Появились музыканты, владеющие татарским фольклором, певцы и певицы, среди татарского населения появились профессиональные танцоры, даже постановщики свои нашлись. Получается, что сам Бог велел воплотиться моей мечте - появиться профессиональному татарскому коллективу. Представляете, как возрос бы престиж Удмуртии среди соседних национальных республик! Вокруг нас живет 4,5 млн татар, которые живут не только в самом Татарстане, но практически во всех поволжских субъектах Федерации. Мы два года еженедельно встречались с артистами вечерами в ДК «Аксион» - огромное спасибо директору ДК Людмиле Кузнецовой, которая не брала с нас за эти репетиции ни копейки. Конечно, не все сразу удавалось, есть большие номера, целые сюиты, где задействовано восемь пар. Есть театрализованные миниатюры, исторические зарисовки, где нужно и стихи читать, петь старинные народные песни. Люди верили мне, а я верил нашим власть предержащим, что они нас поддержат. Сколько разговоров было об этой поддержке…
- Видимо, проблемы начались, когда вы переросли «самодеятельный» уровень...
- Заставлять профессиональных работать безвозмездно очень сложно. Когда наш коллектив программу сдал, тогда и начались наши проблемы. Мне говорили чиновники: «Денег нет. Надо включать в бюджет. Вот в этом году не получилось. На следующий год обязательно». Их обещания так и остались пустым звуком. Затем была встреча, запланированная Татарским культурным центром. Уважаемые люди собрались. Три месяца мы ждали встречи с президентом Удмуртии Александром Волковым, чтобы решить эти вопросы. Нам сказали, что Александр Александрович занят, к нам вышла г-жа Харина. Она минут десять посидела и сказала, что ей некогда. В конце концов, нас оставили с помощником. Он выделил нам пять ставок, мол, на первое время хватит. Эти ставки были направлены в Дом народного творчества «Спартак», на самодеятельность. Просто от нас этими ставками отвязались. Мол, если кто спросит – ставки им давали. Я от этих ставок отказался, потому что нельзя делать из профессиональных артистов самодеятельных. Это я считаю унизительным – на пяти ставках не сделать театра. Мы готовили программу несколько лет, а нас этими ставками приравняли к художественной самодеятельности. Хотелось бы донести до чиновников, что там, где культуру не поддерживают, там нет будущего.
- В Госсовете и городской Думе хорошо представлено «крыло» депутатов-татар. К ним вы не обращались?
- Обращались. Они нас «футболили».
- Насколько мне известно, чиновники в защиту своей позиции приводят такой аргумент: мол, зачем нам свой татарский ансамбль, когда к нам постоянно приезжают с гастролями казанские солисты и ансамбли?
- К сожалению, далеко не всегда из Казани приезжают первоклассные артисты. Бывает, что и уровня самодеятельности или в специальном урезанном гастрольном варианте. А нам же детей нужно воспитывать на лучших образцах. Иначе это профанация!
- Вы хотите продолжить борьбу за создание татарского профессионального коллектива?
- Я написал еще одно письмо уполномоченному по правам человека РФ. Жду ответа. Если ответ будет отрицательным, тогда мы обратимся в Европейский суд, поскольку считаем, что власти Удмуртии ущемляют право национального меньшинства на развитие собственной культуры. Пойдем до конца, пока бьется сердце. Хотя, признаться, силы уже на исходе.
«Новая Песня Древней Земли. Этно-PRO-движение» Юмшан-фестиваль 12-14 мая 2005 г.
Программа фестиваля:
12 мая - Клуб «Вавилон-диско».

18.00 – Культурная акция «ЭтноMovie». Демонстрация х/ф «Соперницы» (1928г.), снятого в удмуртской деревне Нижние Юри Малопургинского р-на республики. Саундтрек к фильму исполняет этномузыкальный коллектив «Тылобурдо» (г. Ижевск). 21.00 – тематическая вечеринка «Finno-Ugrian Party». Видеопрезентация информационно-просветительского характера о фактах удмуртской и других финно-угорских культур (памятники культуры, исторические справки, известные люди и т.д.) с участием диджеев из Эстонии, Венгрии, Финляндии, Ижевска. Цена билета: 60 рублей.
13 мая – Национальный театр Удмуртской республики 18.00 – арт-массовка «Этно-PRO-движение»
- Проектная ярмарка «Этно-PRO-движение» с презентацией социально-культурных проектов, направленных на развитие и сохранение удмуртской культуры. - Хореографические миниатюры «Танцы времени – Песни памяти 2» с участием фольклорного ансамбля (д. Бураново Малопургинского района), театра народного танца Ольги Зиминой (г. Сарапул). - шоу-проект «Дыхание небесной росы» (Лицей искусств, г. Глазов). - базар «деревенской еды». Цена билета: 60 рублей.
14 мая - д. Карамас-Пельга, Киясовский район республики
- Этнографическая юмшан-игра «Карамас-Пельга» с участием жителей деревни, подростковых команд из районов республики, команд гостей фестиваля. - Театрализованная церемония вручения народной награды «Дэмдор» за уважение традиций удмуртского народа. А также только с 25 апреля до 15 мая в эфире радио «Моя Удмуртия» (100,1 FM) проект «Юмшан FM» - легенды и мифы удмуртского эпоса от «Ижевского бомонда» + стильная этническая музыка.
Более подробная информация о фестивальных событиях на сайте: http://www.ethno.udmlink.ru Контакты: тел.526318, e-mail: narodtvor@udm.net (с пометкой «Юмшан-Фестиваль»)