Первый контакт с митингующими надолго отбил у президента Волкова желание общаться с народом. 15 декабря 2004 г. В понедельник в 12.00 по московскому времени президент Удмуртии должен был сидеть и слушать ежегодное послание главы государства. А уже на другой день, во вторник, президент Волков сам зачитывал свой ежегодный доклад депутатам Госсовета УР. Никогда еще между двумя посланиями - президента Путина и президента Волкова - не оставалось так мало времени. Но, судя по прозвучавшему, «послание» Волкова вряд ли претерпело значительные изменения после услышанного из уст Владимира Путина. Скорее всего, редакции подверглась лишь одна небольшая часть текста, зачитанная президентом Удмуртии где-то между третьей и девятой минутами его доклада. Поэтому, наверное, и доклад у Волкова оказался минуты на четыре длиннее путинского. Однако длиннее - не всегда хорошо… Концепция изменилась, а президент Удмуртии продолжал давить по тем же точкам, что и лет десять назад. Причем с той же нетерпимостью к любому инакомыслию, что и в начале своей политической карьеры. Похоже, что маленький президент Удмуртии просто не заметил, что большой президент Путин уже объявил о победе над олигархами и заявил о начале совсем другой «войны» - с бюрократами. «Должен их огорчить, - заявил ВВП сидящим в зале чиновникам и политикам. - В наши планы не входит передача страны в распоряжение неэффективной коррумпированной бюрократии». На этих словах зал, если не ошибаюсь, начал аплодировать Президенту России. Наверняка, сидевший в одном ряду с другими бюрократами Александр Волков тоже аплодировал вместе со всеми. Он-то вряд ли считает себя «коррумпированным бюрократом», о чем в Ижевске кричат на всех митингах и демонстрациях. Конечно, много чего кричат и о Путине, но Президент России, в отличие от вертикально интегрированного руководителя субъекта РФ, в своем докладе ни разу не произнес слово «монетизация». Зато его произнес президент Волков, чтобы вскользь упрекнуть Москву в «торопливости и непродуманности действий» и тут же перейти к другому «еще более опасному», по его словам, явлению – «попыткам политических спекулянтов использовать недочеты власти для расшатывания общественно-политической стабильности в стране и в республике». Вряд ли участвовавшие в воскресной демонстрации люди, впервые видевшие в тот день элитный дом дочери президента Удмуртии, разделят его риторический гнев. В элитном городке, куда пришли демонстранты, никогда не жили и не будут жить организаторы и участники митингов протеста в Ижевске. В таких особняках живут те, кого президент Путин назвал «коррумпированными бюрократами». Победить это моральное разложение «коррумпированных бюрократов» можно только с помощью становления институтов гражданского общества. Их немного. Это – реальное (а не декларативное) влияние партий на политику, свобода слова и независимость СМИ и то, что ковалось в ходе восьми митингов на улицах Ижевска этой зимой и весной – право граждан на участие в митингах и демонстрациях. Президент Путин в своем шестом послании впервые обозначил становление данных институтов как новую стратегию государства (причем не на год, а на более длительную перспективу). А что предложил президент Волков? «Элементы» (как он сам выразился) гражданского общества в виде новоиспеченного (и по гроб жизни благодарного за это Волкову) уполномоченного по правам человека г-на Кокорина, какое-то доработанное положение о совете по взаимодействию с общественными объединениями при нем же - президенте Волкове и некую «насыщенность СМИ», по количеству которых Удмуртия, оказывается, занимает второе место в ПФО. Как это, интересно, при такой «насыщенности» республиканским СМИ удавалось не замечать тысячи ижевчан, выходивших на акции протеста к резиденции президента и Госсовету Удмуртии? А еще за 51 минуту 29 секунд, что длился доклад Александра Волкова, я неожиданно поймал себя на мысли, что, о чем бы ни говорил в тот отрезок времени президент Удмуртии – о духовности или о развитии малого бизнеса, его все время сносило к теме спонсорства (благотворительности). Что, надо отметить, при определенных обстоятельствах частенько является завуалированной формой коррупции. Но большая часть «послания», как и ожидалось (и так же, как это было в прошлые годы), оказалась компиляцией различных кусков текста из президентской программы «Развитие Удмуртии». Говорят, в перерыве, перемещаясь между собравшимися в фойе депутатами, президент Волков спрашивал своих собеседников: «Ну что, вдохновил вас мой доклад?». Интересно, он это на полном серьёзе делал или так, прикалывался?..
Волков сказал
«Эта стабильность во многом зависит от степени сплоченности и активности гражданского общества, ключевые элементы которого продолжают формироваться у нас в республике и России в целом. Еще одним значительным шагом в этом направлении стал институт уполномоченного по правам человека (…) успешно работает Совет по взаимодействию с общественными объединениями при президенте республики. В соответствии с федеральным законом об Общественной палате нам необходимо обновить положение о Совете, сделать его реальным рычагом реального гражданского общества на принимаемые в республике решения, инструментом независимой экспертизы общественно важных законопроектов. Другим фактором взаимодействия власти и общества являются средства массовой информации, по насыщенности которыми республика занимает второе место в Приволжском федеральном округе». *** «Насколько опасна для общественной стабильности торопливость и непродуманность действий, как, например, случай с законом о монетизации льгот. Но еще более опасными ветераны считают попытки политических спекулянтов использовать недочеты власти для расшатывания общественно-политической стабильности в стране и в республике. Их цель очевидна – вновь расколоть общество, ослабить государственную власть и ввергнуть страну в тот хаос, из которого она с огромным трудом выбирается после 1991 года. Думаю, с такой позицией заслуженных людей республики невозможно не согласиться…»
Путин сказал
«Наше чиновничество еще в значительной степени представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса. И потому задачей номер один для нас по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению. Особенностью последнего времени стало то, что наша недобросовестная часть бюрократии (как федеральной, так и местной) научилась потреблять достигнутую стабильность в своих корыстных интересах. Стала использовать появившиеся у нас, наконец, благополучные условия и появившийся шанс для роста не общественного, а собственного благосостояния». *** «И если сейчас, когда созданы предпосылки для серьезной и масштабной работы, государство поддастся соблазну простых решений, то верх возьмет бюрократическая реакция. Вместо прорыва мы можем получить стагнацию. При этом потенциал гражданского общества останется невостребованным, а коррупция, безответственность и непрофессионализм будут стремительно нарастать, возвращая нас на путь деградации экономического и интеллектуального потенциала нации и всё большего отрыва власти от интересов общества, нежелания госаппарата слышать запросы людей». *** «Многим чиновникам кажется, что так будет всегда. И что подобные издержки – это и есть результат. Должен их огорчить. В наши планы не входит передача страны в распоряжение неэффективной коррумпированной бюрократии». *** «Мы исходим из того, что иметь в стране развитые демократические процедуры не просто необходимо, но и экономически выгодно. Быть с обществом в ответственном диалоге – политически целесообразно. И поэтому современный российский чиновник обязан учиться разговаривать с обществом не на командном жаргоне, а на современном языке сотрудничества. Языке общественной заинтересованности, диалога и реальной демократии. Это – наша базовая позиция, и мы будем ей строго следовать». *** «Полагаю, что мы прежде всего должны обеспечить право граждан на объективную информацию. Это – важнейший политический вопрос, и он прямо связан с действием в нашей государственной политике принципов свободы и справедливости. В этой связи определенные надежды возлагаю на обсуждающийся сейчас законопроект об информационной открытости государственных органов. Важно, чтобы он был принят как можно быстрее. Его реализация позволит гражданам получать больше объективной информации о деятельности государственного аппарата, поможет им защитить свои интересы».