фото Впрочем, предел возможностей республиканской власти в решении квартирного вопроса был продемонстрирован в 2002 году. Вышедший тогда указ президента Волкова, обязавший предприятия выделять деньги на жилье, сегодня являет собой задокументированный факт бессилия властей республики перед серьезнейшей проблемой, от которой не отмахнешься ни цирком, ни дворцом, ни зоопарком. Известно, что по ценам на жилье Ижевск, которому до города-миллионника, как до Луны, сильно напоминает мегаполис: однокомнатные квартиры на вторичном рынке предлагаются по цене от 500 тысяч рублей и выше. В то же время ежегодно правительством республики выделяется на капитальное строительство порядка 1,1-1,2 млрд рублей. И это тоже высокий показатель для среднего российского региона, каким является Удмуртия. К тому же в республиканском бюджете капвложения являются единственной строкой, финансирование которой увеличивается несмотря ни на какой дефицит доходов. Иначе говоря, в Удмуртии строится недостаточно жилья, но относительно хорошо финансируется строительство объектов социальной инфраструктуры. И то и другое – для людей, только о крыше над головой в современных условиях граждане, как правило, должны думать сами. В связи с этим возникает вопрос: означает ли отход от концепции строительства социального государства то, что власти могут не испытывать больших мук совести по поводу жилищной неустроенности своих граждан? В советское время квартира через 3-5-10 и т.д. лет работы на родном заводе была так же гарантирована, как колбаса за 2,20 до конца жизни. Когда социализм рухнул, с жилищным строительством завязали даже немногие еще оставшиеся в государственной собственности предприятия. Таким образом, власти сегодня лишены прямых рычагов влияния на решение квартирного вопроса. Для населения это означает, что бесплатного жилья больше не будет. Вместе с тем обеспеченность жилплощадью является важным фактором и индикатором социальной стабильности. Главы регионов, понимая, что их карьера зависит и от оценки ситуации на вверенных им территориях из Кремля, стараются показывать хотя бы минимальный объем ежегодно вводимых жилых площадей. В Удмуртии, где к строительству отношение особое (строка “капитальное строительство” при принятии бюджета Госсоветом УР даже не обсуждается), борьба с жилищной проблемой возведена в ранг государственной политики. При этом создается впечатление, что президент Волков, неоднократно сокрушавшийся о развале Союза, до сих пор живет в безоблачных 70-х, когда все проблемы решались ударом кулака по министерскому столу. В 2002 году Александр Волков попытался возродить такую практику, рекомендовав, а фактически обязав указом предприятия выделять 1% от прибыли на улучшение жилищных условий работников. Но этот прием работал только один год, а заветный показатель в 450 тыс. кв. м жилья в год так и остался на бумаге: привлекать внебюджетные средства на строительство своего дворца и цирка у президента Удмуртии получилось гораздо лучше. Если рассматривать ситуацию в цифрах, то в год выхода указа Волкова в республике было введено в эксплуатацию 355 тыс. кв. м жилья с ростом 28% к уровню 2001 года. Больше половины вводимого жилья в Удмуртии составляют индивидуальные дома. Без их учета ввод жилья в 2002 году составил 157 тыс. кв. м, что в 2,5 раза выше этого же показателя предыдущего года. Каков же оказался фактический результат указа о жилищном строительстве? Прирост в 100 тыс. кв. м – это максимум того, что смог сделать президент Волков для решения жилищной проблемы в самый удачный год действия своего указа. И это при том, что рост индекса цен приобретения стройматериалов в 2002 году составил менее 3%. Любопытен тот факт, что в 2002 году объем работ, выполненных в республике подрядными организациями, снизился к уровню предыдущего на 18% в сопоставимых ценах. Что это значит? Скорее всего, то, что фактически нового жилья в Удмуртии не строилось, а то, что вводилось по президентскому указу, являлось “замороженным” долгостроем предприятий. В 2003 году из-за саботажа со стороны директоров предприятий объемы строительства жилья снова сократились. Так, объем жилья, введенного организациями капитального строительства, снизился в том году до 60% к уровню предыдущего года. В секторе же индивидуальной застройки рост, хотя и замедлившись в темпе, продолжился (возможно, сказалось повышение стоимости приобретения стройматериалов на 20%).
Ввод жилья в регионах ПФО (2003 г.)

В 2004 году “высота” в 355 тыс. кв. м была вновь взята. Из 50 тыс. кв. м прироста за этот год 20 тысяч дали индивидуальные застройщики. Кстати, почему-то после выхода указа Волкова ежегодные темпы роста индивидуального строительства в Удмуртии сократились на треть. Итак, последний результат жилищной политики президента Волкова – 129 тыс. кв. м (без учета “индивидуальщиков”), выжатых с помощью административного ресурса. Впечатляет еще меньше, чем достижение 2002 года. Одновременно вызывает недоумение, что в сельской местности на фоне ухудшающейся демографической ситуации поставлено на поток возведение объектов соцкультбыта. Строя школы, президент Волков затем публично высказывает претензии строителям за слишком просторные классы и спортзалы. Возникает вопрос: если населенный пункт такой маленький и бесперспективный в демографическом плане, зачем там вообще строить школу? Реальность такова, что сегодня люди (речь идет, прежде всего, о молодежи) покидают село, и ни новые школы, ни клубы не могут стереть острые грани различия между условиями жизни в современном городе и селе, где все еще продолжаются славные 80-е. Соответственно, миграция из села только обостряет жилищную проблему в городах. Несмотря на то, что сегодня значение сельского хозяйства в Удмуртии заключается, главным образом, в том, чтобы чем-то занять проживающих в районах 500 тысяч человек, такая политика “искусственного поддержания жизни” не благородна, а в стратегическом аспекте полностью проигрышна. Потому что искусственная почка - это временно и исход здесь только один. Повальное пьянство на селе и высокий уровень самоубийств – закономерный результат того, что люди не видят перспектив. В городе, где с работой намного лучше, отражением негативных ожиданий является низкий уровень рождаемости. И здесь на первый план выходит квартирный вопрос. Подавляющее число семей заводит только одного ребенка и тем самым не воспроизводит даже самих себя всего по одной причине: когда ты делишь 2-комнатную квартиру с родителями, вопрос о дальнейшем продолжении рода отпадает автоматически. Когда снимаешь жилье, особенно с перспективой сменить за год несколько мест обитания, нестабильность положения часто также не способствует тому, чтобы помочь повышению рождаемости в стране. Совсем другое дело, когда выплачиваешь жилищный займ: будущее есть – дети родятся. Но идиллическую картину с жильем в рассрочку нарушают два фактора: если это ипотечный кредит, то гражданину придется в конечном итоге оплатить приобретаемое жилье фактически в двойном размере; если это банковский кредит, то гражданину придется долго доказывать свою платежеспособность, а сумма кредита в итоге может оказаться гораздо меньше требуемой. Вступив в жилищный кооператив, есть опасность столкнуться с финансовой пирамидой. Инвестиции в новостройку чреваты остановкой строительства на неопределенное время – примером тому стал недавний аналогичный случай в Ижевске, освещавшийся по ТВ. Где же выход? Некоторые предприятия выдают своим работникам льготные или беспроцентные жилищные займы. Это хорошее подспорье в решении проблемы, но далеко не все из предприятий пока имеют такую возможность, тем более кредитовать в массовом порядке. Более глобально этот процесс мог бы быть запущен на государственном уровне. В интервью “Российской газете” Александр Волков сказал, что в 2004 году в Удмуртии было выдано более 200 млн рублей льготных жилищных кредитов. Эта сумма выглядит внушительной – так же, как и 200 тракторов, которые ежегодно закупает для удмуртского села правительство республики. И точно такой же недостаточной для разрешения квартирного вопроса, как и 200 тракторов в год для спасения сельского хозяйства республики от полного технического износа. Нужно в 2-3 раза больше – и тракторов, и жилищных кредитов. Не надо никого заставлять строить – люди сами купят себе жилье на приемлемых условиях. И эти условия в виде погашения части процентной ставки по кредиту либо предоставления гарантий может создавать государство. Деньги для этого скрываются в строке “капитальное строительство”: возведение современного комфортабельного зоопарка в Ижевске в тот момент, когда тысячи людей ютятся в общежитиях, гостинках и коммунальных квартирах, аморально. Наверное, правильней было бы сначала помочь решить квартирный вопрос людям, а уже потом, на остатки - мартышкам. Похоже, что президент Удмуртии думает иначе...
Дмитрий КНЯЗЕВ

фото За оградой «Волкограда»
О том, что недалеко от мэрии, в укромном месте, строятся какие-то дивные особняки, мне сказали уже довольно давно. Но недавно знакомый спросил: «Ты уже видел Волкоград? Сходи, впечатляет». «А почему Волкоград? У Волкова же в Липовой роще «вилла»». «Здесь тоже «вилла» имеется», - был ответ.

Выяснилось, что на строительстве одного из тех коттеджей неоднократно была замечена супруга президента Нина Александровна, отдающая какие-то распоряжения рабочим. Другой источник сообщил, что и глава президентской администрации Александр Горяинов не устоял перед соблазном приобрести собственное «дворянское гнездо» в центральной части города. Все это побудило отправиться на экскурсию. Свернув с Пушкинской на 10 лет Октября, мы въехали во двор, образованный двумя многоэтажками, надежно укрывающими своими стенами элитный поселок от глаз большинства горожан. Кстати сказать, сами эти многоэтажки тоже относятся к т.н. «элитному» жилью. Во всяком случае, эти дома не выглядят трущобами, в отличие от большей части жилого фонда Ижевска. То, что мы увидели, действительно, впечатляло. Перед нами и вправду оказался целый городок из примерно десятка очень немаленьких двухэтажных домов. Точное количество назвать затрудняюсь - с одной стороны, «Волкоград» «прикрыт» оврагом, с другой - кованая ограда дополнительно уже обшита стальными листами, видно, чтобы скрыть благополучие обитателей от глаз случайных прохожих. От глаз жителей окружающих многоэтажных домов скрыть его невозможно – из окон выше 4-го этажа весь «Волкоград» наверняка просматривается как на ладони. Строительство «Волкограда» еще не закончено – не везде даже проложен асфальт, часть особняков еще не доделаны, другие – только строятся. Я спросил у строителей, работавших на одном из домов, чей дом они строят. Выяснилось, что строят дом руководителя частного предприятия. «А у чиновников здесь дома есть? У Волкова?» «Есть, вон там - у дочери Волкова! И у Питкевича там же!» - отвечали строители, махнув в сторону четырех самых роскошных коттеджей, обнесенных общей кирпичной стеной. Отправившись туда, я обнаружил там «Мерседес-Бенц» с правительственным номером – А271АА, припаркованный рядом с воротами одного из коттеджей. Видно, этот квартет коттеджей и принадлежит семьям и близким президента Волкова, председателя правительства Пикевича и главы президентской администрации Горяинова. Непонятно пока только, кто четвертый? Немного странно, правда, зачем им такие особняки в черте города, где «квартирный вопрос» с каждым годом становится все острее, а выхода при проводимой Волковым строительной политике не видно. Неужели они действительно думают, что настолько прочистили горожанам мозги своим «пиаром», что они теперь нашу политическую элиту во главе с Волковым любят искренней любовью и готовы закрыть глаза на любое поведение власть предержащих?
Андрей КОНОВАЛ