В 1 квартале 2005 года на территории Удмуртии собрано 8 млрд 636 млн руб. налогов и сборов (без учета ЕСН).  Это на 2 млрд 885,4 млн руб. больше, чем в 1 квартале 2004 года. А уже через три дня республиканские СМИ, освещавшие заседание депутатской фракции Госсовета УР «Регионы Удмуртии», распечатали озабоченность Александра Волкова ситуацией в сельском хозяйстве. Судя по прозвучавшим словам Президента Удмуртии, все в аграрном секторе очень плохо и федеральные власти (!) должны теперь думать, как исправлять ситуацию. Согласно расчетам, которые легко произвести на основе официальных данных, размещенных на сайте www.udmurt.ru, доходы консолидированного бюджета УР в первом квартале действительно превысили прошлогодние на 13,9 процента (что в любом случае не перекрывает годовых темпов инфляции). При этом расходы увеличились по отношению к бюджетным затратам прошлого года только на 6,3 процента. Объяснение «сдержанной» расходной политики республиканских властей дают абсолютные цифры. Всего за первый квартал консолидированный бюджет получил от всех доходных источников около 3,8 млрд рублей, а израсходовал более 3,9 млрд руб., таким образом дефицит при исполнении бюджета составил 114 млн рублей, который закрыли сокращением остатков средств на бюджетных счетах. Республиканские власти видят причину финансовых трудностей в политике Центра. Централизация бюджетных ресурсов в первом квартале, с учетом поступивших в Удмуртию из федерального бюджета дотаций, субвенций и субсидий, действительно велика - 61,2 процента. Однако по сравнению с первым кварталом прошлого года объем собираемых на территории Удмуртии налогов и сборов вырос на треть, следовательно, возросла и сумма налоговых платежей, поступивших в консолидированный бюджет республики (в целом на 513,3 млн руб.). Между тем республиканские власти поступают по отношению к местным бюджетам (прежде всего Ижевска) еще более «централизованно». По итогам первого квартала лишь 6,4 процента (!) налоговых поступлений остались в распоряжении органов местного самоуправления. В обозримой истории такой ситуации не было еще никогда. Хотя в целом рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет УР был очень резким: доходы от налога на прибыль выросли по сравнению с данными за прошлый год на 20,5 процента, подоходного налога на 12,8 процента, акцизов в 2,2 раза, налогов на совокупный доход в 1,9 раза, налога на имущество в 2,1 раза. При этом основной скачок налоговых поступлений произошел в марте, когда только по налогу на прибыль в консолидированный бюджет УР поступило 698 млн рублей. Впрочем, объяснение сверхроста по прибыли, скорее всего, связано не столько с финансовыми итогами работы экономики Удмуртии, сколько с одной сделкой, состоявшейся в конце прошлого года, когда республиканские власти продали «Русснефти» контрольный пакет акций «Удмуртской национальной нефтяной компании». Сумма выручки от проданных акций (по неофициальным данным, порядка 750 млн руб.) должна была поступить на счета ООО «УТЭК», на балансе которого числились акции республиканской нефтяной компании, и лишь потом эти деньги могли поступить в бюджет Удмуртии в виде налога на прибыль и по строке «прочие безвозмездные поступления» по соглашению Правительства УР с ООО «УТЭК». Любопытно сложилась в первом квартале и структура расходной части консолидированного бюджета Удмуртии. Расходы на содержание органов власти и управления сократились на 23,5 процента, однако коснулось это, судя по всему, только местных администраций. Во всяком случае затраты на содержание президента Удмуртии и Госсовета УР выросли по сравнению с первым кварталом прошлого года более чем в два (!) раза. Расходы по строке «социальная политика» выросли на 37,3 процента, на правоохранительную деятельность – на 26,8 процента, на образование – 18,9 процента, здравоохранение и культуру – на 17 и 11,4 процента соответственно. Фактически на том же уровне осталась сумма расходов на ЖКХ (рост 1,5 %). Но наибольшую загадку представляют затраты, произведенные властями в первом квартале на сельское хозяйство, транспорт и строительство (хотя точно определить, по какой строке в 2005 году идут расходы на «стройки Волкова», не представляется возможным из-за смены форм отчетности). Согласно подведенным итогам расходы на сельское хозяйство выросли в 3,8 раза, на транспорт в 5,7 раза, а затраты на строительство, наоборот, снизились в 4 раза. Поскольку на состоянии ни сельского хозяйства, ни транспорта этот финансовый поток пока не отразился, создается впечатление, что республиканское руководство увлеклось какими-то новыми проектами. Какими? Станет ясно чуть позже...
табл.