
Есть на Каме село
Итак, Сарапульский район, село Дулесово на Каме. Очередной ушедший в небытие колхоз-миллионер им. Фрунзе. Мы уже подробно писали о том, как прозябает сегодня в нищете и пополняется ижевскими бомжами некогда один из крупнейших и богатейших колхозов республики - 'Удмуртский'. Сейчас в Сарапульском районе реально работает только одно хозяйство из полутора десятков. Катастрофа произошла в последние два года, после кончины Владимира Агашина, бывшего вице-спикера Госсовета УР и негласного куратора Сарапульского района. На сегодняшний день обстановка в районе настолько тяжелая, что администрация президента Удмуртии так и не смогла найти желающих возглавить его после снятия в начале этого года предыдущего главы. В итоге на руководство в добровольно-принудительном порядке был поставлен заместитель министра сельского хозяйства Удмуртии Александр Коробейников, не обладающий достаточной поддержкой и авторитетом среди руководителей сарапульских хозяйств. Сомнительно, что новый глава захочет или сможет оказать помощь дулесовцам в борьбе с 'инвестором', которого они пустили к себе благодаря и собственной наивности, и потворству захватчикам со стороны местных властей.

Историю уничтожения хозяйства в Дулесово мне рассказывает Сергей Лагунов, который год назад пошел в председатели для того, чтобы заставить 'инвестора' отвечать по своим обязательствам и спасти колхоз от разорения. - Благоденствие колхоза продолжалось примерно до 1994 года, - говорит Лагунов. - Потом одного руководителя сняли, второго: А приезжие с чего начинали? Они сначала себе дома строили, а зарплату мы здесь уже лет 12 не получаем. В августе 2002 года состоялось у нас собрание и решили, что колхоз надо поднимать. И вот пришла эта фирма - 'Ижгрейт'. СПК им. Фрунзе, с одной стороны, и 'Ижгрейт' - с другой, учредили ЗАО СПП 'Дулесово'. Инвестор получил контрольный пакет - 51%, что, в общем-то, является привлекательным для любого инвестора условием, колхоз - 49%. Но сразу же вслед за этим произошло первое 'кидалово': доверчивых колхозников облапошили на миллионы рублей, в несколько раз занизив стоимость внесенного в уставной капитал имущества. При этом юристы районной администрации, помогавшие дулесовцам оформлять учредительные документы, то ли по недогляду, то ли преднамеренно оставили этот факт без внимания. - Оценка имущества была занижена в 6-7 раз, - рассказывает мой собеседник. - 80 коров, которых передали, оценили всего в 270 тысяч рублей: получается где-то 3400 рублей за корову. Это за теленка сейчас дают столько, а дойная корова стоит 10-15 тысяч. Трактора они так же оценили - от 9 до 12 тысяч рублей. Хотя когда они брали ссуду в банке, то закладывали их уже по 80-90 тысяч - эти же самые наши трактора. Весь наш колхоз оценили в 1,2 млн рублей, и члены правления под этим подписались, председатель, который тогда был, Чебаков, тоже подписался. Оперировали большими суммами, поэтому всех в заблуждение ввели эти миллионы.
'Герой' нашего времени
Гендиректором вновь образованного ЗАО стал Ленар Мифтахов, которого назначил на эту должность его сын, возглавляющий фирму 'Ижгрейт'. Если бы колхозники узнали об этом замечательном человеке побольше, возможно, злополучное 'совместное предприятие' никогда бы не состоялось. В свое время г-н Мифтахов работал одним из руководителей 'Удмуртпотребсоюза', в 2001-м перешел в ассоциацию антикризисных управляющих 'Возрождение', вид деятельности - проведение процедуры банкротства ('Это он умеет делать', - отмечает Лагунов). Затем были Ижевский мясокомбинат и Увинский леспромхоз. Последнее место работы перед Дулесово - совхоз 'Россия' Завьяловского района. - Я специально ездил туда, разговаривал с главным экономистом. Говорю, вот пришел узнать о Мифтахове. Она смеется: 'Его здесь уже два года нет, а я до сих пор разгребаю то, что он натворил'. В первый же год работы обнаружилось, что 'инвестор' не собирается ни платить колхозникам за труд, ни гасить долги по зарплате прошлых лет, как было им обещано на учредительном собрании. Причем бесплатно эксплуатировать рабочих г-ну Мифтахову помогало то обстоятельство, что они не являлись работниками ЗАО 'Дулесово', а числились в колхозе. - Мифтахов просто говорил: 'Зачем мне нужно это быдло, пьяницы, воры?'. И получилось, что у колхоза нет ни техники, ни скота - все в ЗАО, а люди остались в колхозе. Кто должен зарплату выплачивать? Люди в суд, в суде спрашивают: вы где числитесь? В колхозе? Вот вам колхоз и должен платить, - рассказывает Сергей Лагунов. Очевидно, что колхоз должен был настаивать перед 'социально ответственным' г-м Мифтаховым на заключении индивидуальных трудовых договоров. Но здесь 'инвестор' надежно прикрыл свои тылы: председателем взамен Чебакова была поставлена некто Диева, полностью лояльная Мифтахову. - Ее здесь называли 'авторучка', - говорит Сергей Лагунов. - Она только подписывала документы. Хотя председатель колхоза имеет право подписывать суммы до 10 тысяч рублей, правление - до 100 тысяч, Диева единолично передавала Мифтахову имущество на 300 тысяч и более рублей. Это имущество - не ее и даже не колхозное. Это доли пайщиков. Когда я все это узнал, мне жалко стало, что разбазаривается наше, то, что сами создавали, и я решил с этим разобраться. Ровно год назад, 25 марта, мы провели собрание, где меня избрали председателем колхоза.

Став председателем, Лагунов впервые заставил г-на Мифтахова заключить с рабочими трудовые договоры. Набралось 25 человек, силами которых была проведена посевная 2004 года. Однако надежды рабочих не оправдались: через два месяца очередной невыплаты зарплаты Мифтахов хорошенько отматерил Лагунова за настырность и отказался платить даже те гроши, которые заработали несчастные колхозники. Получив доступ к документам, Лагунов выяснил, что фирма 'Ижгрейт', которая должна была внести в уставной капитал 1,280 млн рублей деньгами и ценными бумагами, оплатила всего 300 тысяч. Причем эта оплата была произведена из средств, полученных Мифтаховым от продажи колхозной собственности. - Система такая - наши же семена, которые Диева передала ЗАО сверх оплаты уставного капитала, они переоценивают (повышают в 3 раза) и вкладывают уже как свое имущество, - рассказывает бывший колхозный главбух Нина Заварзина. - Вот пример - передали им зерно на 380 тысяч. 'Ижгрейт' берет эти же самые семена, увеличивает стоимость до 950 тысяч, делает подложные приходные ордера и 310 тысяч рублей якобы нам перегоняет. Вызывали милицию, спрашивали кассира: ты куда 310 тысяч дела - вот печать колхозная стоит, вот твоя роспись? Она говорит: я таких денег вообще никогда не получала и не расписывалась. Пока не оторвут башку... - Прихожу я в прокуратуру, вот, говорю, криминал, подделка документов, - продолжает Сергей Лагунов. - Прокурор района говорит: 'Пошли вы на х:, разбирайтесь сами'. Прямо так и сказал - я от своих слов не откажусь. Потом сразу же пошел к начальнику милиции. Он выслушал меня и говорит: 'Вы два руководителя, между собой разобраться не можете. Разберитесь вы сами'. Куда еще обращаться? Пошел в 6-й отдел по борьбе с организованной преступностью. Там говорят: 'Нашего материала здесь нет. Когда башку кому-нибудь оторвут, тогда будем заниматься'. Я говорю: 'Так вы что, этого ждете?' А район: Письма им писали-писали - ничего. Они все одно: 'Вы помиритесь'. При чем тут 'помиритесь'? Я требую выдать зарплату людям и погасить долги. Написал президенту письмо, оттуда письмо сразу в Минсельхоз спустили. Я в Ижевск специально съездил, всю информацию им дал, все документально заверено. Они все поняли, но потом приходит ответ - там такая чушь написана: что все хорошо, производство развивается, деньги платят: Когда Лагунов окончательно надоел Мифтахову, тот подал в суд на якобы незаконность его избрания. Через полгода тяжбы Лагунова сняли, а в должности председателя была восстановлена Диева. Возникать на пути этого человека опасно, констатируют селяне. Так, водитель колхоза Александр Мусихин поплатился за то, что возмущался самоуправством 'инвестора': бригада Мифтахова приехала к Мусихину прямо домой на двух машинах, где он был жестоко избит. Рабочего Сергея Лавниковских избили просто за отказ грузить зерно для Мифтахова. - Он и мне угрожал: 'Мы знаем, где ты живешь, знаем, где учатся твои дети', - говорит Сергей Лагунов:
Не проходите мимо
На сегодняшний день в Дулесово не осталось коров - все переданы 'инвестором' в соседнее хозяйство, а колхозную технику Мифтахов легко закладывает в банке или расплачивается ею с кредиторами. В настоящий момент Мифтахов пытается скупать у колхозников земельные паи - предлагает два центнера зерна за 9 га. То, что целью его фирмы является вывести из колхоза все активы подчистую, включая землю, ясно как белый день. Недавно Мифтахов побывал у одного из крупных кредиторов колхоза с предложением подать заявление на банкротство последнего. Удивляет странная благосклонность и Минсельхоза УР, и местных органов власти к Мифтахову, которому они склонны верить больше, чем голосу трудового коллектива. Что касается правоохранительных органов, то, по словам моих собеседников, Мифтахов реагирует на предупреждения об их вмешательстве однозначно: 'Плевал я на прокуратуру!' Похоже, нашим органам не остается ничего другого, как согласиться с этим.