Михайловская колонна в Ижевске. Колонное завершение Ижевского завода с вензелем Александра I является триумфальным памятником победы России в Отечественной войне 1812 года. Ижевская башня по силуэту близка созданному Тома де Томоном для Петербурга, но нереализованному проекту памятника в честь победы над наполеоновской армией, также увенчанному триумфальной колонной. Этот же мотив прослеживается в других триумфальных колоннах, посвященных победам Наполеона - в Париже, победам британского адмирала Нельсона над наполеоновским флотом - в Лондоне и Отечественной войне 1812 года - в Петербурге и Ижевске. Триумфальная колонна - памятник Наполеону - на Вандомской площади Парижа повторила форму античной колонны императора Траяна в Риме. Вандомская колонна покрыта бронзовым рельефом, отлитым из трофейных русских пушек. Рельефы изображали различные эпизоды военной кампании 1805 года (победы над русскими под Аустерлицем). Колонну венчала статуя Наполеона в образе римского императора с державой в руке. Самую высокую в мире триумфальную колонну воздвигли в Петербурге - в честь императора Александра I, 'выигравшего' войну с Бонапартом. Автор Александрийского столпа - француз Огюст де Монферран - до 1814 года служил в армии Наполеона. В Ижевске Александровскую колонну повторяла почти ее 'копия', правда, уменьшенная - Михайловская колонна. Поставили памятник в честь родного брата Александра I и Николая I - великого князя Михаила Павловича, возглавлявшего Артиллерийское ведомство. Ему подчинялся Ижевский оружейный завод, выпускавший оружие в Отечественную войну 1812 года. Михайловский столп в Ижевске зрительно перекликался с самой, пожалуй, маленькой в мире триумфальной колонной - тоже, как и в Петербурге, Александровской, но установленной не на площади, а на круглой башне-постаменте Оружейного завода с металлическим вензелем Александра I. (Император приезжал в Ижевский завод в 1825 году). Михайловская колонна, подобно Александровской колонне на ижевской башне и подобно отлитой из трофейных русских пушек наполеоновской колонне в Париже, тоже была металлической, а не гранитной, как одноименная Александровская колонна на Дворцовой площади Петербурга. Как и парижская колонна, она также имела отношение к артиллерии: ижевскую колонну окружала ажурная решетка из металлических копий и стволов старинных пушек. Триумфальная колонна в Ижевске не сохранилась, в отличие от более известных ее современников в Петербурге, Париже и Лондоне.
Проект Якорной колонны на Арсенальной площади - в память производства адмиралтейских якорей в Ижевске для Русского военно-морского флота в эпоху покорения Крыма и строительства столицы Новороссии - Одессы. Стволы старинных пушек, вероятно, выломанные из ограды триумфальной колонны, десять лет лежали напротив памятника основателю завода Дерябину, пока 'Ижевская правда' не предложила поступить со 'старьем' по-хозяйски: 'Стволы старинных пушек валяются около Угольных ворот завода. Как железный лом, они, несомненно, имеют цену. Подберите, пригодится!' Впрочем, это могли быть 'пушки и прочие орудия времен 1812 года' из Арсенала, об арсенальных пушках свидетельствует архивный документ. В столице морской державы - Великобритании - архитектуре увенчанного триумфальной колонной Ижевского завода соответствовала композиция трехчастного фасада лондонского Коммерсет-хауса. Композиция лондонского здания, выходящего на Темзу, строилась на противопоставлении чрезвычайно протяженных горизонтальных членений и разрывающих эту протяженность портиков, что придавало ему торжественный и монументальный характер, сходный с петербургским Адмиралтейством и Оружейным заводом в Ижевске. Это одно из первых в Европе осуществленных зданий-ансамблей в стиле классицизма. Оно определило речной фасад привилегированного района Лондона - Вест-Энда. В том же Вест-Энде расположена красивая Трафальгарская площадь с церковью святого Мартина на Полях, очень напоминающей ижевский собор Александра Невского. Подобно тому, как портик и шпиль ижевского собора, выходящего на площадь, вторили триумфальной колонне великого князя Михаила Павловича (1852), так и в Лондоне церковь святого Мартина находила отклик в Триумфальной колонне адмирала Нельсона (1839-1842). Ижевская и лондонская колонны, как и Александровский столп в Петербурге, посвящались победе над Наполеоном и были противопоставлены Вандомской колонне с фигурой Наполеона в Париже. Рельефы Трафальгарской колонны отлиты из металла трофейных французских пушек, а парижская колонна профессионального артиллериста Наполеона - из русских пушек, взятых в качестве трофеев в том же 1805 году в битве под Аустерлицем. Ижевская колонна, воздвигнутая против башни Оружейного завода Артиллерийского департамента, взяла реванш у колонны Бонапарта. Она была окружена оградой из пушек, направленных дулами в землю - символами победы над Наполеоном. Ижевская ограда из пушек - это характерный триумфальный петербургский мотив. Например, трофейные турецкие пушки, жерлами направленные вниз, окружают Преображенский собор северной столицы. Строительство третьей триумфальной колонны в Ижевске, которая в какой-то мере перекликалась бы с адмиральской колонной в честь морских побед Британии над Наполеоном в Лондоне или Ростральными колоннами в Петербурге, предполагалось у Арсенала. Как уже отмечалось, сейчас в охранной зоне Арсенала, где законом запрещено строительство любых зданий, президент Удмуртии, не обращая внимания на протесты историков, возводит загромождающее площадь кафе. Это кафе, разумеется, должно быть разобрано, так как оно закроет обзор на чудный ампирный портик, лишит неспешной, нешумной и лирической интонации этот тихий уголок.
Александровская колонна в  Петербурге. На месте кафе соразмерным Арсенальной площади, стилистически связанным с архитектурой ампира (английского и петербургского) и по-петербургски графическим (черные силуэты якорей и цепной ограды на фоне желто-белого ампира) выглядел бы памятник-якорь на высоком постаменте в виде триумфальной колонны - в честь ковавшихся на ижевской якорной фабрике на рубеже XVIII-XIX веков адмиралтейских якорей для Русского военного флота. Гигантский адмиралтейский якорь старой ковки, а также тяжелые корабельные цепи для 'звуковой' ограды, на которых, звеня и гремя, качалась бы детвора, привезены специально для памятника еще в прошлом столетии и давно ждут своей участи во дворе Арсенала, под оком у президента Удмуртии. Арсенал сооружен по образцу островной архитектуры склада-буяна и иных островных зданий Нового Адмиралтейства в дельте Невы, у морских ворот Петербурга: возле белых портиков острова-буяна приставали для разгрузки корабли, может быть, с ижевскими якорями. Ижевск беден памятниками, а тут давно лежит во дворе готовый монумент. Он достоин уважающего себя города. Исследователь якорного дела Л.Н. Скрягин в книге 'Якоря' (М., 1978) утверждает: 'Каждый якорь, сделанный на Урале, справедливо заслуживает названия 'царь-якорь', и каждый из найденных уральских якорей достоин того, чтобы установить его на самом почетном месте, как это сделали с 'царь-пушкой' и 'царь-колоколом', хотя первая ни разу не выстрелила, а второй ни разу не зазвонил, в то время как якоря Урала долго и верно служили славному русскому флоту при Ушакове, Лазареве и Нахимове'. Будем надеяться, что ампирные триумфальные колонны, вводящие Ижевск через 'окно в Европу' в родственный ему культурный европейский контекст, когда-нибудь появятся в нашем 'городе вчерне'. Это должны быть колонны именно на площади, а не в сквере или во дворе (в узком дворике за заводским домом культуры 'Ижмаш' бездумно планирует восстановление Михайловской колонны). Иначе культурные параллели с Дворцовой площадью в Петербурге или с площадями европейских столиц не будут прочитываться. Поставить красивое и дорогое сооружение не в том месте (пример - недальновидное строительство новодела Михайловского собора без учета его зрительных координат в пространстве города) - значит загубить его.