Пикет гимназистов у резиденции президента Удмуртии. 31 августа 2004 года. Среднее звено (с 5 по 8 класс) вывели в 21-ю школу, одиннадцать 11-классников в виде компромисса разместили в 67-й школе на Широком. А восьмой класс целиком ушел в 44-й лицей. На данный момент (конец марта) миграционные процессы выглядят так. Город и республика обменялись зданиями: город отдал республике школу 21, а республика городу - здание прогимназии. Детсадовские группы (30 человек) разместятся в доме на Коммунаров (где осенью, напомним, обещали сохранить начальную ступень). Причем родители 'выпускников' детсада не хотят везти детей на Автозавод. Точно так же, как выпускники начальной школы, пятнадцать 4-классников, тоже не пополнят ряды гимназистов в 21-й школе. По словам замминистра образования УР Зои Суворовой, их примет 56-я гимназия. На Коммунаров останутся пока 2-й и 3-й классы (тоже человек 30). Первого класса здесь уже не будет. Как мы и предполагали, на стадиях переходов и будет окончательно растерян потенциал без малого 10-летнего опыта работы национальной удмуртской гимназии. Сто с небольшим человек - это в лучшем случае половина от численности гимназии в 2003/2004 учебном году. А ведь, по словам родителей, востребована гимназия была не менее чем на 500 мест. Из беседы с директором 21-й школы Галиной Галкиной я вынесла, что вот-вот будет завершена стадия юридического закрепления статуса Национальной удмуртской гимназии им. Кузебая Герда за 21-й школой, которая прекратит свое существование как юридическое лицо. Будет только гимназия. Но в настоящий момент Галина Александровна возглавляет две школы - свою и гимназию в качестве и.о. директора. Гимназистов, по ее словам, здесь учится 68 человек (хотя на городской конференции 'Удмурт Кенеш' была названа цифра 51); школьников 761 человек. В первые (гимназические) классы уже записалось, сказала она, 58 человек (сколько среди них удмуртов, она не уточнила). Это три класса (замминистра назвала цифру - два). Уровень успеваемости гимназистов и школьников, считает директор, равный, поскольку у школы 21 (как для обычной школы) он высокий (41% учится без троек), а у пришедших гимназистов (хорошо успевающие сюда не поехали) успеваемость пришлось даже поднимать до этого уровня: Подаренный переводимой из центра на рабочую окраину гимназии школьный автобус ежедневно совершает два рейса туда - обратно от Петрова до Коммунаров и обратно. Десять учеников 5-8-х классов собираются сначала у старого здания, потом едут на Автозавод школьным транспортом. После занятий тем же порядком. Тратить 10 тысяч в месяц (зарплата водителя плюс бензин) - это очень накладно, считает директор. Галина Александровна отрицает, что гимназистов 'раскассировали' частью по обычным, а частью по 'малолюдным' коррекционным классам. Классов коррекции, говорит она, в 21-й школе просто нет. А поместить гимназиста в класс обычной школы просто невозможно, так как два учебных заведения, хотя и находятся в 'едином образовательном пространстве', но при этом не переплетаются. Но продемонстрированные выборочно личные дела гимназистов информацию директора не подтвердили - там была запись о приеме учащихся гимназии в школу ?21... Замминистра образования УР Зоя Суворова считает, что, наряду со становлением удмуртской гимназии на Автозаводе, министерство будет всячески поощрять развитие национальных классов в ряде городских школ, которые станут 'базовыми' для районов Ижевска (например, 11-я, 45-я). А 21-я школа, перейдя в статус гимназии, сохранит на время переходного периода 'вертикали' гимназическую и обычную, что не противоречит нормативным документам. В прежнем виде, считает Зоя Витальевна, удмуртская гимназия не 'дотягивала' до повышенного уровня образования в силу того, что преподавание общеобразовательных предметов велось почасовиками (была мала часовая нагрузка из-за малочисленности учащихся). И нынче, перед первым выпуском гимназистов, придется усилить их предвузовскую подготовку. В итоге, каким бы замечательным ни рисовалось будущее гимназии им. К. Герда в стенах бывшей школы ?21 (Галина Галкина уверена, что это так и будет), той гимназии, которую в течение почти десяти лет создавали педагоги и родители-удмурты сами для себя, для своих детей, уже, по существу, нет и там, на Автозаводе, точно не будет. Родители мечтали и создавали не 'этнографический заповедник' (21-я школа славится музеем 'Удмуртская изба'), а 'питомник' нового человека - образованного, духовно свободного, с высоким чувством собственного достоинства. Если в ближайшее время обновленное руководство городской организации 'Удмурт Кенеш' не дождется ответа от мэра Ижевска о том, готов ли он помочь в организации новой, городской удмуртской гимназии, то активисты, по всей видимости, обратятся в международные правозащитные организации, рассматривая сложившуюся ситуацию через призму нарушения образовательных прав этноязыкового меньшинства.
Надежда Гладыш


21 целая и 76 сотых ...человека.
Хотели, как лучше, получилось, как всегда. Оптимизация образования, за которую взялись менеджеры, имеет пока такие же последствия, что и пресловутый 122-й закон

Школа N13 города Воткинска по документам является 'основной общеобразовательной'. Но на деле она - коррекционная. То есть большинство учащихся занимается в классах компенсирующего обучения и в классах для детей с задержкой психического развития. Многие из учеников - из социально незащищенных и неблагополучных семей, с ослабленным здоровьем, нервно истощенные, испытавшие моральное и физическое насилие. Как правило, это дети больные, и к ним, безусловно, нужен особый, индивидуальный подход. Как и условия, в которых они должны учиться. Созданием таких условий и занимается педколлектив школы N 13. В конце прошлого года поползли слухи о том, что якобы со следующего учебного года их школу объединят со школой N 5. А 21 января 2005-го в школу пришли чиновники управления образования и сообщили, что вопрос о слиянии 13-й и 5-й школ (на базе последней) уже решен в в Министерстве образования УР. Педагоги поначалу не поверили - такого не может быть, нельзя 'уплотнять' школу специализированную обычными городскими школярами. Написали письмо в министерство. Но когда пришел ответ, то стало ясно, что под 'оптимизацией образования' чиновники понимают вовсе не 'улучшение учебно-воспитательного процесса, применение новых педагогических технологий, создание комфортных условий для учащихся' (цитата из обращения учителей школы N 13 к депутату Госсовета Удмуртии Валерию Фридриху). Дело сводится к экономии выделенных на финансирование средств: Хотя правильные слова министр образования Андрей Кузнецов (за чьей подписью пришел ответ педагогам), конечно, тоже написал: в Воткинске, по его сведениям, становится меньше учащихся, в связи с чем две школы, расположенные в одном микрорайоне, загружены на 37% и 73% от проектной мощности. Сложив эти цифры, как раз и получим 100%. По мысли министра, 'дозагрузка' спецшколы обычными учащимися как раз и принесет искомый эффект. Педагоги думают иначе. Во-первых, они не согласны, что их школа недогружена: наполняемость классов с такими детьми и не должна превышать 9-12 человек, хотя фактически в данный момент в классах сидит по 15 человек. От объединения, в первую очередь, пострадают ученики. Ведь работа с ними требует особых педагогических и психологических методик, ежедневной лечебной гимнастики. В школе существуют группы продленного дня, предусмотрены занятия с логопедом и психологом. В новом статусе обычной школы наполняемость неминуемо превысит 30 человек. Здешний контингент вряд ли сможет учиться в обычной школе, пусть там даже им попытаются создать более или менее подходящие условия. Есть у проблемы и моральный аспект. Известно, что у подобных учебных заведений есть своя специфическая 'репутация'. Переведенные из тепличных условий в обычную общеобразовательную школу, эти дети, скорее всего, просто перестанут ее посещать. Наконец, кадровая проблема. Школа N5 сможет принять только 10 человек. Министр образования в своем письме пообещал, что к сентябрю все учителя тринадцатой получат работу, мол, уже сейчас найдены места для 64% педагогов. Странная цифра: В спецшколе работает всего 34 педагога, считая администрацию. Значит, господин министр считает трудоустроенными 21,76 человека. Не надо быть пророком, чтобы спрогнозировать итог такой 'оптимизации' - озлобленные дети с и без того изувеченными судьбами, с одной стороны, и учителя, потерявшие работу, с другой. Зато в освободившихся таким негуманным образом помещениях министр-оптимист планирует разместить некий 'центр образования'. Видимо, оптимальный по загрузке и способам финансирования.
Сергей КОТЛЯРОВ