фото Теперь на законных основаниях в Пенсионный фонд РФ направляется 6,7% от ВВП. Пенсионная реформа закрепляет раскол общества на богатых и бедных. В законе 'О трудовых пенсиях' заложены механизмы, которые сдерживают рост пенсий. В нашей стране пенсию гражданам считают по двум разным законам - 'О трудовых пенсиях' ?173-ФЗ от 17.12.01 и 'О государственном пенсионном обеспечении' ?166-ФЗ от 15.12.01. Отличаются они не только по наименованию ('трудовая по старости' и 'государственная по выслуге лет'), но и по условиям назначения и размерам. На государственную пенсию в размере 45% от заработка госслужащий получает право уже при стаже не менее 15 лет. За каждый следующий год госслужбы пенсия увеличивается на 3% от среднемесячного заработка. Методика расчета пенсий за выслугу лет предельно проста и весьма эффективна. Здесь нигде не участвует пресловутый пенсионный капитал (о нем будет сказано ниже) и унизительный период дожития. Пенсия считается прямым счетом в зависимости от стажа работы и получаемой среднемесячной зарплаты. 'Потолка' - 75% от среднемесячного заработка - госслужащий может достичь уже через 25 лет службы, а пенсионеру по старости для достижения 'потолка' надо трудиться не менее 40 лет женщинам и 45 лет мужчинам. При этом 'потолок' трудовой пенсии из-за ограничений по стажевому коэффициенту (0,2) и отношению среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в РФ (1,2) несопоставим с 'потолком' госслужащего, который, кроме прочего, имеет еще и право на накопительную часть пенсии по старости. Нельзя сказать, что закон 'О трудовых пенсиях' совсем плох. Справедливости ради отметим в нем то, что полезно пенсионеру. Он предусматривает поэтапную индексацию пенсий. Другой вопрос, как эта индексация на деле происходит. Государство сохранило за собой обязанность выплачивать из госбюджета РФ всем пенсионерам часть пенсии - т.н. базовую, которая благодаря индексации в принципе может поэтапно приближаться к величине прожиточного минимума пенсионера. Работающий гражданин может откладывать часть заработка в накопительную часть пенсии, чтобы повысить размер своей будущей пенсии. Достигшим 80-летнего возраста базовая часть пенсии удваивается. Вот, пожалуй, и все 'хорошее', что принес закон 'О трудовых пенсиях'. А теперь о том, чем он плох. Закон ничего не говорит о том, когда пенсия сможет обеспечить достойный уровень жизни еще здравствующему старшему поколению. А сделать это было бы совсем нетрудно, определив, например, дату, когда базовая часть пенсии достигнет уровня прожиточного минимума. Или ввести норму, допускающую достижение базовой и страховой частями совокупно 0,75 от прежнего заработка тех, кто вышел на пенсию до 2002 года, с учетом индексации девальвированного рубля. А главными ограничителями в законе являются стажевый коэффициент (не более 0,75) и отношение фактической зарплаты к среднемесячной по стране (не более 1,2). При этом стажевый коэффициент не учитывает ни факт досрочного выхода на пенсию для отдельных профессий, разрешенных законодательством (женщине - 50 лет, мужчинам - 55 лет); ни время учебы в вузах и техникумах; ни время ухода за детьми, если их более двух. Исключен из расчетов и районный коэффициент 1,15, действовавший до недавнего времени в Удмуртии. А темпы индексации, как показывает практика, соизмеримы с инфляцией, значит, реального роста пенсий нет. Прежде чем предложить читателям-пенсионерам поупражняться в самостоятельном расчете своих пенсий, отметим еще одно свойство реформы. Расчетные формулы по своей сути глубоко антисоциальны на данный момент, пока рыночная экономика не утвердилась. (На Западе, заметим, для развития капитализма до современного уровня потребовалось более 300 лет.) Дело в том, что главной составляющей в них является пенсионный капитал [ПК], вносимый в страховой и накопительный фонды. Чем они больше, тем выше будет пенсия. А кто сможет сделать большой вклад в эти фонды, если средняя зарплата по стране в 2004 г. составила 5,7 тыс. руб.? Только те, кто работает в нефтегазовой, горнодобывающей, атомной промышленности, банковской сфере и сфере услуг связи да сами работодатели. Зарплата остальных (а их две трети населения), вне зависимости от того, получают ли они по тарифной сетке или по контракту, зависит от ставки тарифа 1-го разряда - 720 руб. По логике вещей он должен быть никак не менее прожиточного минимума (сейчас 2178 руб.). Заметим также, что страховая часть пенсии никак не отражает квалификацию, значимость, качество труда пенсионера в период его трудовой деятельности. Пенсионный капитал охранника частного предприятия, рядового работника коммерческого банка, предпринимателя-'челночника' может быть значительно выше пенсионного капитала крупного ученого - доктора наук, академика, не говоря уж о пенсионном капитале рабочего, инженера, учителя, врача, агронома, будь он трижды заслуженным. Раньше все эти параметры учитывались высоким разрядом тарифной сетки, различными формами доплат, премий. Но директор и вахтер получали зарплату по единой тарифной сетке и разница между минимальной и максимальной ставками была не более 1:10. Если управленец получал зарплату по контракту, то она не могла быть больше 3-5 среднемесячных зарплат по предприятию. Нынче пропорция может быть 1:80 и выше, но уровень оплаты наемного труда находится по-прежнему в пределах 1:10. За границей эта пропорция составляет 1:4. А что такое 'период дожития'?! Авторы закона выбрали морально унизительный термин, посчитав его среднестатистическую величину в 19 лет, тем самым косвенно намекнув, чтобы пенсионеры дольше на этом свете не задерживались. При этом с трибун несутся речи о бережном отношении к старшему поколению и пожелания долгих лет жизни. Более того, при вводе в действие закона 'О трудовых пенсиях' период дожития приняли равным 12 годам и в течение 11 лет постепенно увеличивают его до 19 лет. Значит, пенсионерам, вышедшим на пенсию в 2002 году, и ранее отводили еще меньше земных лет. Ни в одном из пенсионных законодательств такого кощунственного понятия вообще нет.
А теперь давайте считать. Формулы, применяемые для расчета трудовой пенсии по 173-му закону [1] П=БЧ+СЧ+НЧ, где П - размер пенсии в месяц БЧ - базовая часть пенсии (финансируется из бюджета РФ) СЧ - страховая часть НЧ - накопительная часть (обе - из Пенсионного фонда) Базовая часть трудовой пенсии одинакова для всех - 450 руб. (сейчас 900 руб.). Она не зависит ни от стажа работы, ни от величины прежнего заработка. [2] страховая часть пенсии определяется по формуле СЧ=ПК:Т, где ПК - сумма расчетного пенсионного капитала, учтенного на день, с которого назначается пенсия Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовых пенсий Для тех, кто вышел на пенсию до 2002 г., пенсионный капитал рассчитывается по формулам, приведенным в табл. 1, где потребуются сведения о среднемесячной зарплате в РФ (табл. 3). Страховая часть пенсии зависит от стажа работы и среднемесячного заработка, но в сумме они обе не могут быть ниже 660 рублей. [3] накопительная часть определяется по формуле НЧ=ПН:Т, где ПН - сумма пенсионных накоплений, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсий
табл.
табл.