фото Однако ижевским учителям с их средней зарплатой в 4 тысячи рублей с копейками далеко даже до персонажа 'Золотого теленка' Шуры Балаганова, который считал, что с суммой в 6400 рублей ему на свете 'будет очень хорошо'.
Государственное кидалово
Пока же чиновники кормят бюджетников обещаниями. Министр образования и науки Андрей Фурсенко совсем недавно заверил педагогов, что к 2008 году их зарплаты удвоятся. Но рядовой учитель уже сейчас ощутил все прелести перевода социальной сферы на рыночные рельсы. Это не только злосчастный 122-й закон, 100-процентная оплата коммунальных услуг, но и реформаторские волны в образовании, переходящие в цунами. учителя, проживающие в райцентрах и поселках городского типа, с нового года лишились 25-процентной надбавки к зарплате за работу в сельской местности. В результате они практически не заметили 20-процентного повышения минимального оклада бюджетников. По словам председателя профсоюза работников народного образования УР Владимира Векшина, государство сто двадцать вторым законом сняло с себя все обязательства по федеральным гарантиям в отношении финансирования образования: - Зарплата педагогов, содержание школ теперь легли на плечи регионов. Получается, что региональные власти имели полное право вообще не повышать 'минималку', а просто сослаться на отсутствие средств. Самодостаточных регионов у нас в стране всего 10%, а если у остальных денег нет, то и увеличения зарплат не дождешься. Председатель Октябрьского профсоюза учителей Светлана Бернотас добавила, что из закона 'Об образовании' исключена статья 40, которая обязывала финансировать образование в размере не менее 10% национального дохода; школы, училища освобождались от уплаты всех видов налогов. Кроме того, 122-й закон отменил необходимость соблюдения паритета между зарплатами учителей и работников промышленности: - Власти не интересуются мнением общественности. А отсутствие диалога с простыми людьми приводит к акциям протеста.
Учитель: самоубийца или фанатик?
'Финансы поют романсы' и в целом в отрасли образования. О чем говорит появление городской программы по оптимизации расходов в ижевских школах. По словам и.о. начальника УНО Валерия Шляфера, экономить придется практически на всем - на электричестве, надбавках, кружках, совместительстве. Так, малокомплектную школу в Новых Парниках закроют, ученики будут ездить в сотую школу. Таким же образом в прошлом году в Пермской области было закрыто 69 учебных заведений. Но сэкономить не удалось - пришлось покупать школьные автобусы. У нас же высвободившиеся средства планируют направить на капитальный ремонт школ (их около десятка). По словам Валерия Шляфера, зарплата школьного учителя ниже не стала, все существующие надбавки сохранены. А на вопрос, почему учителя не почувствовали повышения своих окладов, чиновник ответил: 'Рост коммунальных платежей сделал это повышение незаметным'. Чтобы прокормить себя и свою семью, 40-летний педагог с квалификацией 12-13 разряда работает на 1,33 ставки, получая при этом 4079 рублей. 'Если бы у нас оплата труда была нормальной, никто бы не брал больше 18 часов в неделю', заметили завучи школы ?28. Более высокий разряд, от 15-го до 17-го, с окладом до 3 тысяч рублей имеют только директора школ. А максимальный 18-й с базовыми 3240 рублями вообще большая редкость. Но, видимо, в скором времени и этому придет конец. По мнению федеральных чиновников, нынешняя почасовая оплата труда, введенная еще в 30-х годах прошлого века, снижает качество работы учителя - тот, чтобы заработать, вынужден набирать больше часов, тем самым увеличивая нагрузку на учеников. Реформаторы предложили перейти на тарифно-окладную систему. Учителя переведут на твердый оклад в зависимости от стажа работы, квалификации и качества обучения. В то время как всех бюджетников переводят на почасовую оплату, учителей - наоборот. Ожидается, что от этого материальное положение учителей улучшится в 2-3 раза. Но не сразу. В новых условиях зарплата будет не ниже прежней (а куда ниже-то?). А пока простой подсчет (4079 руб.: 96 уроков) показывает, 1 час работы учителя стоит 42,5 руб. или $1,5. Хотя совсем недавно Россия подписала декларацию ООН, согласно которой часовая зарплата педагога должна быть не менее $3 в час. Это минимум! Пока недостижимый для нас. Согласно новым правилам, акцент делается уже не на количество часов, а на число учащихся и на сложность предметов. Как сообщают СМИ, в школах Тюменской области предметы разделены на 4 категории сложности. К группе самых сложных предметов отнесены русский язык и литература, математика, 1-й класс начальной школы. Вторая группа сложности - это история, география, физика, химия, начальная школа со 2 по 4 классы. Еще одна благая цель реформаторов - на четверть сократить учебный план, чтобы снизить нагрузку: Углубленные знания школьник добудет на дополнительных платных занятиях. Что-то от этих сумм перепадет учителю. В прошлом году школы Ижевска оказали образовательных услуг на 21,5 млн рублей (кружки, секции, факультативы). Вопрос уже не в том, будет ли образование платным или бесплатным, а кто и в каких долях за него станет платить. Владимир Векшин отреагировал однозначно: - Многим родителям оплачивать школьное обучение своих детей сейчас не по карману. В районах закрываются детсады - у населения нет возможности оплачивать пребывание там своих детей. Таким образом государство снимает с себя ответственность за финансирование образования.
Что делать?
Чиновники говорят, что увеличить зарплату бюджетникам в разы нельзя - за резким ростом последует гиперинфляция. - На самом деле кардинальный рост зарплаты означает рост покупательной способности населения, расширение производства товаров и услуг, увеличение числа рабочих мест, - категорически не согласна с этим Светлана Бернотас. Цель профсоюзов ясна - темп роста зарплаты должен перекрыть не только прошлогоднее, но и ожидаемое повышение цен. А к астрономическим ценам приводит не сам рост зарплаты, а выпуск огромного количества денег, с ним связанный. Пока свет в конце туннеля не появился. А если он появится, хотелось бы, чтобы это был не прожектор несущегося навстречу паровоза. Государство, гордо именующее себя в Конституции социальным, должно хоть чем-то, кроме деклараций, подтверждать это. Иначе оно рискует остаться без граждан.
Мнения
Николай Васильев, учитель истории, село Б. Волково (Вавожский р-н):
- С учетом всех надбавок (классное руководство, заведование кабинетом, ведение кружков) молодой специалист с 8-м разрядом, проработав в сельской школе полгода, получает примерно 2,5 тысячи рублей. За время, что я здесь работаю, хуже не стало. Но, если в учительской семье больше двух детей, приходится тяжело. За газовое отопление приходится платить ежемесячно до 500 рублей (не считая покупки и установки счетчика). Хотя у каждого работника школы есть собственное небольшое хозяйство, которое существенно экономит деньги. Большая нагрузка, низкая зарплата - от этого в школе атмосфера равнодушия, многие начинают жить по принципу 'чужие проблемы меня не касаются'.
Завучи школы N28: - Почему-то считается, что раз в школе ничего материального не производят, то она вроде довеска к чему-то. А в школе работают либо фанаты своего дела, либо люди предпенсионного возраста. И хотя с нового года нам надбавки не отменили (но и не добавили), однако слухи об их отмене ходили. Увеличение на 20% не почувствовали - все 'съел' рост коммунальных платежей. Какой рост, если вместо прежних 2050 рублей видишь в своей расчетке проиндексированные 2460? Обидно за учителей начальной школы, которые получают 1500 рублей. А ведь молодых педагогов в нашей школе не больше десятка (из сорока человек). У нас вы не найдете платных секций, кружков, факультативов - в этом смысле наша школа со спортивным уклоном является чуть ли не единственной в городе. Но работать в полную силу мы не можем - затянулся капремонт 3-го этажа, где несколько лет назад обвалился потолок. Сейчас ремонт 'заморожен' - нет денег.
Кстати
Федеральный закон N 122 от 22.08.2004 г. содержит в себе 158 статей. Он внес изменения или признал утратившими силу почти 200 федеральных нормативных правовых актов. Среди них - базовые для образования и науки: 'Об образовании', 'О высшем и послевузовском профессиональном образовании', 'О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и мораторий на их приватизацию', 'О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания РФ' и др.