фото Так случилось, что в кинотеатре 'Дружба' я оказалась на одном сеансе вместе с классом спасателей одной из школ Ижевска. Перед началом выступил зампред Союза офицеров УР, капитан второго ранга Федор Нургалиев. Поведение детей в этом гиперактивном возрасте в общественном месте было предсказуемым. Они галдели, кидались попкорном, другими словами - вырвались на свободу из-под опеки учителей и родителей. Но среди них все же нашлись те, кому было интересно слушать о Великой Отечественной войне и, судя по их вопросам, они сами кое-что о ней знают и хотят знать больше. Отчасти потому, что есть, у кого спросить, - встречи с Федором Нургалиевым для ребят стали регулярными. После того как мальчики узнали ответ на мучивший их вопрос, чем ДОТ отличается от ДЗОТа, начался фильм. Единственное, что я знала о фильме 'Свои', когда шла на просмотр, это то, что фильм российский и он - о войне. Последнее, что смотрела из этого ряда, - фильм 'Звезда' - откровенно говоря, впечатления на меня не произвел. Так что на 'Своих' я шла без особого энтузиазма. Первые кадры ошарашивают - на штаб 'наших' внезапно (!) нападают немцы. Причем вражеские танки смогли очень бесшумно подкрасться на расстояние пяти шагов от стола штабистов. Кстати, эти же танки весьма натуралистично по ходу дела раздавили солдата. Очень жестокий эпизод: Возникают вопросы к тому, как одеты немцы. Особенно - каски: Но это уже другая тема. На экране - паника, в ходе которой чекисту (Сергей Гармаш), молодому политруку-рыжему еврею Лившицу (Константин Хабенский) и снайперу (Михаил Евланов) удалось переодетыми сдаться в плен, соответственно - пролетариями и пехотинцем. Из плена они бегут, перед этим прикончив (перерезав горло опасной бритвой - при этом кровь фонтаном хлещет из артерии) еще одного 'нашего', который пытался шантажировать политрука (а тот, чтобы уцелеть, отдавал ему свою пайку). Беглецы лесами пробираются в деревню, откуда родом снайпер. В его родном доме (отец снайпера - староста при немцах) скрываются беглецы. Отец не сам пожелал быть старостой, его народ попросил, так как 'лучше с умным потерять, чем с дураком найти', говорит герой Богдана Ступки. При Советской власти его раскулачили, сослали в лагерь, из которого он сумел сбежать и выжить благодаря поддельным документам. Он сразу же распознает среди беглецов, кто еврей и кто чекист. Кроме старосты, в доме проживает молодуха Анна и сводные сестры снайпера; через дом живет его невеста Катя. Это, по сути, и есть завязка сюжета, который заставляет смотреть фильм на одном дыхании, отвлекая от попкорна и пепси. Любовь, верность, предательство - все сыграно очень убедительно, натурально, до боли. Несомненное достоинство фильма - операторское мастерство Сергея Мачильского, благодаря которому отснятый на цветную пленку фильм выглядит как 'военная хроника', нет впечатления театральной 'постановки на природе'. Фильм - о человеческих отношениях, о том, что делает с людьми война. Ижевского зрителя можно поздравить с появлением такого фильма о войне.