На верхней набережной Ижевского пруда стояла деревянная 'ратуша' с колокольной музыкой на башне (на фотографии отсутствует, но место ее - слева от собора). В этой ампирной 'музыкальной шкатулке' в 1808-1810 годах начинал свою службу у генерала Дерябина 13-летним копиистом заводских документов отец П.И. Чайковского. Силуэт старого западноевропейского города трудно представить без ратуши. Символом городской вольности, 'языком' города считался ратушный колокол - его водрузили и на ижевскую 'ратушу'. Колокольная башня европейской ратуши являлась зрительным образом всего города вместе с главным городским собором и крепостными стенами. Ратуша строилась на центральной площади города - рыночной - рядом с кафедральным собором и обозревалась издалека, над кровлями и крепостными стенами. В нижнем этаже ратуши размещалась тюрьма и городская казна. Перед ратушей выступали бродячие комедианты, стоял эшафот для казни и, как правило, здесь пахла лекарствами и какими-то травами городская аптека. Архитектор Дудин воздвиг ижевскую 'ратушу' тоже на рыночной площади, где устраивались цирковые балаганы, были аптека, тюрьма, денежная кладовая, место публичных наказаний и, конечно, главный собор во имя Александра Невского. Ижевская 'ратуша' пишется здесь в кавычках, так как, несмотря на западноевропейский прототип этого здания, казарменный Ижевск лишь ожидал предоставления ему вольного городского статуса, но так и не дождался. В проекте городового положения Российской империи 1806 года говорится, что 'селения при заводах и рудниках казенных в отношении к гражданскому их благоустройству считаются городами, получают имена горных городов'. Городской статус присвоили Екатеринбургу, в котором свободный город и его ядро - крепостной завод являлись такими же непримиримыми антагонистами, как материнский очаг и тюрьма. О других же 'горных городах', или, как их стали называть позже, 'городах-заводах', сказано, что эти казарменные образования 'еще не переименованы в города, хотя и следовало'. Самым крупным из сельских 'городов-казарм' был Ижевск. В 1816 году по численности населения крепостной 'Завод' превосходил не только абсолютно все города собственной Вятской губернии, но и большинство городов Российской империи, известные губернские центры и даже некоторые европейские столицы, например, столицу Финляндии (в составе России) Гельсингфорс (Хельсинки). В 1816 году в Ижевском заводе проживало 8 000 человек, а в Хельсинки в 1809 году - 4 000 человек. В России в 1811 году из 630 городов 500 насчитывали менее 5 000 человек. Резко выделялись лишь две столицы: Петербург (336 тысяч человек) и Москва (270 тысяч человек). Неудивительно, что в 1816 году путешественник Е. утверждал следующее: Ижевский завод 'походит на город', причем на город большой, судя по новым циклопическим сооружениям дворцового типа, вырастающим здесь и там. 10 июня 1807 года на высоком берегу пруда, против шлюза, состоялось открытие Ижевской оружейной конторы с российским орлом на шпиле. Эту дату, точнее, ближайший к 10 июня выходной - 12 июня, День России - в Ижевске отмечают как День Города. Именно с оружейной конторы, построенной по типу западноевропейской городской ратуши и выполнявшей ее функции, началось строительство 'города Ижа'. Так официально называл заводское село в грандиозных градостроительных планах, отправляемых в Петербург, архитектор Дудин. Оружейную контору ратушей не называли, хотя в архитектуре ее без труда узнавались европейские прообразы. Особенно это было очевидно выходцам из Западной Европы, прибывшим в 'Завод' в год открытия конторы. В дальнейшем я буду называть ижевскую контору 'ратушей' условно, чтобы легче сравнивать с родственной архитектурой западноевропейских зданий городского самоуправления. Они тем не менее в разных странах Запада и в разных губерниях России назывались по-разному, ведь ратуша - это обобщенное название. Очевидно, что ратушная башня 'города Ижа' по силуэту - 'итальянская' (для северных городов Европы были характерны ратуши с острыми готическими силуэтами). По прямоугольной форме и архитектурному стилю классицизма она напоминает современную ей петербургскую городскую думу (русское название ратуши), построенную в 1799-1804 годах по проекту итальянца Джованни Феррари. Как и ижевская колокольная башня, петербургская звонница расположена на главной магистрали города - Невском проспекте, но ярусов на ней больше, она угловая и пятигранная. Теперь перейдем к городам Италии. Силуэт Флоренции, хорошо обозреваемый с окрестных холмов, формируют две соседние доминанты: высокая ратуша, ее называют здесь палаццо делла Синьория, то есть Дворец Синьоров и собор Санта-Мария дель Фьоро с многоярусной и прямоугольной башней-колокольней и гигантским полусферным куполом. В обобщенном силуэте главный собор Флоренции походит на ижевский собор Александра Невского. Что же касается средневековой флорентийской ратуши, то она тоже несет в своем облике некоторые общие черты с ратушами Петербурга и 'города Ижа', а именно прямоугольный, неготический вид. Однако флорентийская ратуша появилась в иное время и представляет собой дворец-крепость с узкими окнами, фасадом из темного, грубо обработанного камня, со стенами и башней, увенчанными крепостными зубцами. Архитектор ижевской 'ратуши' учился зодчеству в Риме. Неудивительно, что самый близкий ее прототип мы обнаруживаем в вечном городе - на Капитолии - главном из семи римских холмов. Чтобы почувствовать Рим эпохи Возрождения, надо увидеть площадь Капитолия - первый градостроительный ансамбль, выполненный по замыслу одного автора - великого Микеланджело. Ансамбль завершает римская ратуша. Ее римляне называют по-своему - Палаццо Сенатори, то есть Дворец Сенаторов (в этом здании подписан документ о создании Евросоюза, перед ним снимался эпизод огненного жертвоприношения в фильме Тарковского 'Ностальгия'). В облике ампирной ижевской 'ратуши' и узнается ренессансный капитолийский дворец. Как и 'ратуша' неудавшегося 'города Ижа', муниципалитет Рима представляет собой здание желто-белой, 'ампирной' гаммы, на высоком цоколе, с боковыми парадными лестницами перед центральным входом и прямоугольной звонницей в центре плоской кровли. На бывшем болоте, у основания Капитолийского холма, сейчас содержат в клетке живую волчицу, напоминающую о легендарном происхождении Рима. Зверь ручной, он лежит с высунутым по случаю жары языком и на туристов не обращает внимания. По легенде, капитолийская волчица вскормила Ромула и Рема - сыновей бога войны Марса. Ижевский вариант Марса - это genius loci Ош, 'вселившийся' в реку Иж и оружейный завод на ней. Один из многоплановых удмуртских переводов имени звероподобного божества нижнего мира Смерти - Война. Дворец Сенаторов является торжественной доминантой ренессансного Капитолия и одним из символов Рима: на крошечном Капитолии размещаются римские музеи, в одном из них демонстрируется античная волчица - символ Вечного Города. В Ижевске, в архитектурно-парковом комплексе 'Деревянный ампир' (от местного 'Капитолия' до Вшивой горки) необходимо в будущем восстановить деревянную аналогию капитолийского дворца, ведь 'ратуша' Ижевска - это его лицо и один из его важных городских символов, утверждающих историческую родственность Ижевска европейской культуре.
Ижевская 'ратуша' в начале Невского проспекта, у лестничного спуска к плотине. Архитектор С.Е. Дудин.(слева)Римская ратуша на Капитолии. Архитектор Микеланджело.