фото А с экранов телевизоров в новостях улыбаются довольные жизнью пенсионеры, которые в унисон с правительством утверждают, что 'не надо печалиться', скоро все будет хорошо. Но мы-то знаем, что хорошо там, где нас нет.
Предполагалось...
По мысли творцов закона о монетизации, все льготники, нуждающиеся в лекарствах, должны были их беспрепятственно получить в необходимом количестве. Для этой цели специально даже составили список лекарственных средств, включающий в себя около 2000 наименований. Вот пенсионеры, узнав об этом, радостно бросились в социальные аптеки в предвкушении долгожданных пузырьков и пачек, ранее им недоступных. Но не тут-то было. Вместо прежних проблем появилась новая - бумажная волокита, ненужная, скорее всего, ни врачам и уж тем более пациентам, ведь большинство из тех, кто получают льготные лекарства, мало того что пожилые люди, многие из них еще и инвалиды. Кроме того, возникло и еще одно недоразумение, неоднократно, кстати, показанное по телевидению, - цены на лекарства в социальных аптеках в разы (!) превышают цены на те же самые лекарства, но в коммерческих аптеках.
В чем дело? Почему не заработала схема?
В бюджет 2005 года на льготные лекарства была заложена огромная по российским меркам сумма - 1 млрд 700 млн долларов. Льготников в России порядка 14 млн человек, вот и вышло - каждому по 350 рублей в месяц. Однако деньги эти не выдаются на руки, они в виде специального счета 'прикрепляются' к каждому льготнику, который на эти деньги может получить все необходимые ему лекарства. В масштабе страны схема примерно такая: российский бюджет 'лекарственные' деньги перечисляет в Фонд обязательного медицинского страхования, который, в свою очередь, распределяет эти деньги между 115 оптовыми компаниями-дистрибьюторами. Дистрибьюторы закупают у фармацевтических предприятий медикаменты и продают их региональным перекупщикам. И только от них эти лекарства попадают в аптечную сеть каждого города. Вполне естественно, что цены повышаются.
Мир не прост
А вот так льготники получают лекарства у нас, в Ижевске. Каждый льготник закреплен за определенной социальной аптекой по месту жительства. Вызвал, например, такой человек врача на дом. Но, по новому положению, врачи, которых вызывают на дом инвалиды, не могут выписать рецепты на получение льготных лекарств. Сделать это можно только в больнице. Придя в больницу, льготник должен в течение часа (в лучшем случае) отстоять за статсправкой в регистратуру, потом еще час у кабинета врача. Такое ожидание объясняется тем, что рецепты выписывает медсестра, ассистирующая врачу. Проще говоря, не успевает медперсонал и осматривать пациентов, и одновременно рецепты им выписывать. Загвоздка заключается еще и в том, что этот бланк нужно заполнить в двух экземплярах, на что тратится дополнительное время. Причем оба экземпляра рецепта должны быть подлинниками - под копирку или на ксероксе нельзя. И такая морока на каждое лекарство. Страдают не только больные, страдают сами медработники. Следующий пункт - аптека. И там тоже очередь: фармацевты с микроскопической скрупулезностью проверяют рецепты стариков. Никого не хочется обидеть, но вот эта самая скрупулезность просто убивает пенсионеров. Неужели аптекари думают, что их хотят обмануть, подсунув фальшивые рецепты? Но не принять рецепт имеют полное право, если, например, в нем указана доза 30 таблеток, а в упаковке их всего 28. Или забыла медсестра, заполняющая бланки, вписать код врача, и провизор отдает вам рецепт, вы снова идете в больницу, а там снова что-то не так заполнили, и так бесконечно по кругу. Одной женщине пришлось четыре (!) раза ходить туда и обратно. К тому же еще не факт, что требующееся лекарство окажется в аптеке. Рецепт действителен в течение двух недель, но где гарантия, что за это время препарат появится в фармацевтических закромах. Пенсионеры сами столько раз не в силах ходить по этим кругам ада (по-другому и не назовешь), знакомым и родственникам тоже некогда. Все эти проблемы можно было легко спрогнозировать на стадии работы над законопроектом. И все-таки закон приняли.
Минздрав предупреждает
Как рассказала 'Дню' замминистра здравоохранения Татьяна Ромаданова, на территории республики действуют 36 аптечных юридических лиц, в ведении которых находится 101 аптека, выдающая бесплатные лекарственные средства. Приказом министра все эти точки закреплены за определенными лечебными профилактическими учреждениями. Основным поставщиком медикаментов для льготников стала уполномоченная фармацевтическая организация ООО 'Биотек', которая определена на уровне Российской Федерации поставщиком для Приволжского федерального округа. На сегодняшний день эти больницы и аптеки обслуживают 115 600 федеральных льготников, и их список постоянно уточняется. По 122-му закону 10 категорий граждан имеют право на льготные лекарства (раньше было девять, но добавились пострадавшие от радиации). Утратили 50-процентную скидку почетные доноры, но им за это выплачивают компенсацию - по полторы тысячи в квартал. На 21 февраля 'Биотек' поставил в республику медикаментов для льготников на 49,3 млн рублей (658 торговых и 257 международных непатентованных наименований). Из них в аптечную сеть ушло на 31,3 млн рублей. Населению по льготных рецептам отпущено на 9,4 млн рублей. По состоянию на 18 февраля выписано 113 390 рецептов, из них около тысячи ждут очереди на получение лекарственных средств. - Вы не думайте, что тяжело только больным, - говорит Татьяна Васильевна. - Врачам тоже несладко приходится, особенно после того, как усложнилась процедура заполнения бланков рецептов и других учетных форм. Бланк очень маленький, вписать нужно большой цифровой ряд. На это уходит основная масса времени. Естественно, возникают очереди. К тому же есть случаи, когда врачи подают заявления об уходе, поскольку очень возросла психологическая и физическая нагрузка. Хотя в основном это люди пенсионного возраста. Многие учетные формы заполняются в личное время врача. И никакого материального стимулирования медицинские работники за это не получают. Хотелось бы обратиться к пожилым людям - будьте взаимотерпимы к своим участковым врачам. Иначе кто же вас будет лечить?
Людские голоса
- Я живу в Вавожском районе, мне приходится вставать в шесть утра, чтобы в 12 часов попасть к врачу. Вот выписали мне рецепт, а лекарств-то и нет. Хожу по аптекам две недели, потом снова встаю с утра пораньше и опять к врачу. - У меня муж парализован. Уже несколько лет не встает. Думали, ему по этому закону дадут, наконец, нормальные лекарства. Ему восстановительное надо, витамины разные. Да этих трехсот рублей не хватит еще! А ему корвалол выписали. Мы сами корвалол купить можем. Почему не выписывают настоящих дорогих лекарств, которые помогут моему мужу? - Вчера ходила в свою (социальную) аптеку, мне там дали лекарства. Стоят они 14 рублей. Смотрю потом в обычной аптеке, а там они по 4 рубля. Зачем же нас обманывают? - У меня низкое давление. Просила врача пенталгин выписать, внучка в медакадемии учится - посоветовала. А она мне что? Гипотиазит да нитросорбит. Мне потом внучка сказала - гипотиазит отлично давление снижает, почти сразу. А нитросорбит прописывают диабетикам - он сахар из крови убирает. Я, конечно, не стала это пить, потому что мне такие таблетки принимать - можно в кому впасть и на тот свет прямой дорогой. - Моей подруге таблетки выписали, так та боится их пить. По телевизору говорили, что они не сертифицированные. Пожить еще хочется. - Я спрашивала в аптеке, почему у вас нет нужных лекарств. Они говорят, что заказывают нужные, да только им не присылают. Говорят, жалуйтесь в минздрав, а в минздраве опять в аптеки отправляют, дескать, сами с ними разбирайтесь. Никому мы не нужны! Все это люди говорят со слезами на глазах. То, что слышал от стариков, можно с легкостью уместить в одну фразу - нас хотят физически устранить. Такого даже при Сталине не было. И в самом деле, не лучше ли эти 350 рублей отдать на руки, чтобы льготники купили на них необходимые лекарства? Или другой вариант - сделать 'лекарственные' деньги накопляемыми. Чтобы человек потерпел месяца три, но потом был в состоянии приобрести какой-нибудь дорогой медикамент. Все, что ни делается, - все к лучшему. Сказано это явно не про пожилых людей. Им уже давно не верится, что они смогут спокойно, а главное - достойно прожить свою старость. Их постоянно унижают, и от этого в их душах ожила злость. А злость очень плохое чувство. Нельзя злить людей, особенно пожилых.