фото Поводом посчитать, во что нам обходится местный истеблишмент, послужило новое утверждение Юрия Питкевича на посту председателя правительства, уходившего на две недели в отставку в связи с выборами Президента Удмуртии. В тот момент, 29 марта 2004 года, оглашая при полном зале депутатов, чиновников и прессы новую структуру правительства Удмуртии, Юрий Степанович пообещал, что новое правительство будет обходиться бюджету 'немного дешевле', чем раньше, а 'эффективность его работы должна повыситься'. Посте таких слов оставалось только терпеливо подождать десять месяцев, чтобы оценить правдивость слов премьера сухим языком статистики. Фактически 'повышение эффективности' закончилось снижением роста производства экономики УР до 1 процента в год, а обещание насчет 'немного дешевле' обернулось ростом расходов на содержание правительства и администрации президента Удмуртии на 91,4 млн руб. по сравнению с затратами на эти же цели в 2003 году. Это без учета содержания самого президента Волкова. К сведению тех, кто не знает, - его официальные доходы в 2004 году составляли 13 204 руб. 92 коп. в день (включая выходные, дни отпуска и пребывание на больничном). По сравнению с предыдущим 2003 годом, когда ежедневный доход Александра Александровича по месту его официальной работы был 12 178 руб. 08 коп., рост составил 1026 руб. 84 коп. в день. Весной прошлого года, когда на федеральном уровне президент Путин объявил о введении новой системы оплаты труда чиновников, редакция 'Д' в надежде получить официальные данные о зарплатах республиканских руководителей затеяла переписку с руководителем администрации президента Удмуртии Александром Горяиновым. Переписка получилась как в 'глухом телефоне' - спрашиваем одно, получаем другое. В конце концов, 'День' послали: в справочно-правовую систему 'Консультант +' (Прим.- Вообще-то, правильное название системы 'Консультант Плюс'). Здесь остается только признать, что Александр Павлович все-таки не зря получает свои несколько тысяч долларов в месяц - тайна зарплат в администрации Президента Удмуртии не может быть раскрыта таким простым способом, как требование исполнять федеральный закон о средствах массовой информации. Между тем тенденция 'ожирения' властей Удмуртии очевидна. Как уже писал 'Д', доля расходов на содержание республиканских органов власти и управления в общей структуре расходов бюджета на 1991 год составляла всего 1,1 процента (Для справки: по итогам 2004 года - 4,9 %). И тогдашние депутаты еще умудрялись критиковать власть за излишнюю расточительность. В нынешнем Госсовете УР поставить 'вопрос ребром' могут не более двух-трех депутатов, так что стесняться руководству Удмуртии сегодня некого. Осенью 2003 года, в преддверии подготовки к переизбранию президента Волкова, из Конституции Удмуртии выбросили норму, запрещавшую в свое время при введении поста президента Удмуртии увеличивать расходы на содержание власти. Депутат Госсовета УР и бывший мэр Воткинска Валерий Фридрих напрасно пытался обратить внимание коллег-депутатов на 'потерявшийся' раздел Конституции УР. К тому времени эта конституционная норма грубо нарушалась уже три года подряд. В целом с момента введения поста Президента Удмуртии расходы на содержание республиканских властей и органов местного самоуправления увеличились в 2,5 раза. При этом затраты на власть распределялись, естественно, неравномерно - так, общая сумма расходов на содержание правительства, администрации Президента УР и Госсовета УР выросла за четыре года почти в 3 раза, в то время как 'стоимость' властей городов и районов поднялась только в 2,2 раза. 'Скромность' местных властей объясняется в общем справедливым требованием Минфина УР оптимизировать расходы на управление в бюджете 2004 года. При этом на самих себя у республиканских властей рука просто не поднялась. Любопытно, что при исполнении первого 'президентского' бюджета Удмуртии, пришедшегося на 2001 год, хотя затраты на управление и увеличились в целом на 143 млн руб., в общей структуре расходов консолидированного бюджета УР их доля в 5,4 процента была наименьшей, чем 'до' и 'после' этого года. Объяснить это можно, наверное, стечением обстоятельств. Во-первых, бюджет начали готовить еще при Ганзе. Во-вторых, после выборов президент Волков долго болел и фактически не мог исполнять свои служебные обязанности, а следовательно, заниматься строительством своей любимой 'властной вертикали'. В-третьих, это был год выборов мэра Ижевска, когда от республиканских властей потребовалось срочно начать улучшать социально-экономическую ситуацию в столице Удмуртии и соответственно подстраивать под эту задачу свою расходную политику. Разработка бюджета на 2002 год пришлась на 'медовый месяц' между руководством республики и ее кандидатом в мэры Виктором Балакиным. Что тоже требовало средств на социальные цели и автоматически понижало процент затрат на власть в структуре бюджетных расходов. Настоящий 'бюрократический расцвет' в Удмуртии случился лишь в следующем 2003-м году, когда расходы на власть махом разменяли 1 млрд рублей и достигли 7,3 процента от всех расходов консолидированного бюджета Удмуртии. Не жалели денег на себя абсолютно все - и республиканское руководство, и, глядя наверх, местное. Весной прошлого года Президент Удмуртии, видимо, решил немного 'навести порядок' - местным руководителям наказали умерить собственные расходы, но тут же одновременно начали обновлять автопарк администрации Президента УР, пересаживая руководство правительства и Госсовета с 'Волг' на представительские иномарки. Так и въехали в монетизацию льгот. С жуткой по своему мистическому подтексту цифрой компенсации - 6 руб. 66 коп. в день на одного пенсионера.
из сообщений СМИ
'При выходе на пенсию, если у госслужащего набралось 10 лет стажа, размер пенсии составит 80% от оклада и будет повышаться вместе с ростом зарплаты работающих чиновников. Поэтому пенсии даже у рядовых 'государевых людей' в разы выше, чем у обычных граждан, получающих лишь 20-30% от своей прежней зарплаты'.
'Новые известия', 02.02.2005

'Госдума РФ на пленарном заседании отказалась внести изменения в Федеральный конституционный закон 'О правительстве', предложенные Алексеем Митрофановым (ЛДПР). Эти поправки предусматривали замену льгот членов правительства денежными компенсациями. Большинство палаты отказалось принять проект закона, решив, что денежная компенсация имеющихся у министров льгот обойдется федеральному бюджету дороже, передает НТВ'.
http://www.regnum.ru

'Чиновники оказались единственной категорией граждан, которых миновала замена натуральных льгот на денежные выплаты. Почти двухмиллионная армия отечественных бюрократов как минимум на год сохранила за собой все прежние привилегии, а вдобавок к ним получила царский подарок - право требовать из бюджета субсидии на покупку жилья. Авторы административной реформы обещают исправить недосмотр к 2007 г. Но, как выясняется, реформа не затронет 540 000 федеральных чиновников и 1,233 млн региональных. Пока 'Единая Россия' выбивала из минфина дополнительные деньги на льготы заслуженным и слабо защищенным гражданам, Дума приняла в третьем чтении, а Совет Федерации одобрил внесенный президентом закон о гражданской госслужбе, который сохраняет чиновникам все прежние льготы. 'Одной рукой думское большинство отнимает у граждан право бесплатного проезда в общественном транспорте, [а другой] бережно и любезно сохраняет чиновникам право на машину с водителем', - возмущался в эфире 'Эха Москвы' депутат Владимир Рыжков, голосовавший против этого закона. Закон о госслужбе сохранил за гражданскими госслужащими и их ближайшими родственниками право на бесплатное медицинское и санаторно-курортное обслуживание. Чиновники будут по-прежнему получать льготные пенсии и бесплатно пользоваться персональными авто с водителем. Зарплаты им будут платиться с учетом повышенных районных коэффициентов, которые отменяются для всех остальных наемных работников, а государство возместит им расходы на переезд к новому месту службы. Закон ввел для бюрократов и новую льготу - право получить один раз за время службы субсидию на приобретение жилья, правила выдачи которой должно установить правительство'.
'Ведомости', 27.07.2004

РАСХОДЫ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА УДМУРТИИ НА СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В 2000-2004 гг.