фото Минпром УР называет процесс вполне естественным - количество станков на том же Ижевском подшипниковом было 'излишним'. Теперь техника успешно работает в Курске, а на месте прежних цехов развернулся культурно-деловой центр. Процесс приватизации удмуртской промышленности можно считать завершенным. Формально государственными остаются единицы. Остальные - давно не принадлежат ни государству, ни республике. Несмотря на федеральные списки и президентские предписания, под инвестиционно-привлекательной аббревиатурой ОАО скрывается множество новообразованных ООО, по которым сложно отследить не только настоящего собственника, но и владельца основных фондов.
Просвистело
На прошлой неделе удмуртский министр промышленности Леонид Курочкин наглядно продемонстрировал - правительство процесс абсолютно не контролирует. Курочкин даже не смог вспомнить об аукционе, с которого ушел последний республиканский пакет акций Ижевского подшипникового завода (ИПЗ). Сейчас на предприятии вновь сменился собственник. 'Курские соловьи', как любовно называл представителей 'Курской подшипниковой компании' вице-премьер Виктор Савельев, избавились от своих 61%. Новый владелец нашим чиновникам неизвестен. Рабочие до марта в вынужденном отпуске и очень надеются, что им будет куда вернуться. Зато куряне радостно сообщили о завершении модернизации своего подшипникового завода, 'которая проводилась на основе оборудования, вывезенного с аналогичного завода в Ижевске. Перед прежним гендиректором стояла задача технического перевооружения, перед новым - рост производительности труда'. Свою версию вывоза станков дал и министр Леонид Курочкин. По его словам, на заводе оборудования было в избытке: 'пять-шесть станков выполняли одну технологическую операцию'. После 'оптимизации' оборудование уместилось на сокращенных площадях. При этом процесс производства, по мнению министра, это не нарушит и позволит выпускать все тот же миллион подшипников. Более углубленно говорить на пикантную тему министр отказался, аргументировав тем, что журналисты не технологи и ничего в этом не понимают. Замгендиректора ИПЗ по общим вопросам Александр Пестряков в разговоре с корреспондентом 'Коммерсанта' предположил, что собственники Курского и Ижевского подшипниковых заводов решили усилить первый за счет второго, чтобы сосредоточиться на развитии одного. Поэтому недавнюю смену собственника на Ижевском подшипниковом можно считать вполне логичной: база вывезена, цеха проданы, завод как таковой прекратил существовать. На вопрос журналистов - не стоит ли вернуть незаконно вывезенное назад через суд, Курочкин ответил, что, может быть, это и небесполезно, но: Представителям СМИ дали ясно понять - этим никто заниматься не будет. В марте чиновники ждут в гости новых собственников, что собираются обсуждать, учитывая отсутствие станков и помещений - большой вопрос. Правда, новый хозяин вряд ли будет долго делать вид, что выпускает подшипники, скорее всего, остатки оборудования также будут проданы. На руководство республики надеяться не стоит. Их позиция уже проявилась на протяжении долгих месяцев 'боданий' с курянами, которые не особо (что вполне понятно) блюли интересы сотрудников завода. Хотя на контакт с чиновниками шли охотно и обещали ситуацию с зарплатами урегулировать. Теперь министр абсолютно спокойно и без удивления сообщает о появлении нового собственника и рассуждает о судьбе ИПЗ, как о живом.
Трубите сбор
Будущее еще одного удмуртского предприятия, обладающего, по оценкам специалистов, уникальной технологической базой, - ОАО 'Буммаш', приобретенного в прошлом году ЗАО 'Группа развития управления', пока под большим вопросом. Генеральный директор завода Дмитрий Черкасов заявил журналистам о планах в отношении своей покупки - восстановить производство и сделать предприятие рентабельным. В качестве превентивных и понятных широкой общественности мер были названы - увеличение заработной платы работникам, очистка цехов от многочисленных арендаторов. Вторым этапом предполагалось вновь заявить о предприятии на специализированных всероссийских выставках. Напомним, что ГРУ имеет достаточно конкретную репутацию - покупает практически разоренное предприятие, оптимизирует издержки, наводит порядок и перепродает. Это подтвердил сам Черкасов в интервью одной из пермских газет, где фактически заявил, что на ижевском заводе идет предпродажная подготовка. Члены правительства ни разу за прошедший период о 'Буммаше' не вспомнили. Без особого шума прошли встречи Черкасова с вице-премьером Савельевым и президентом Волковым. Впрочем, пока и признаков возрождения на предприятии замечено не было. Разве что во всю заводскую стену развернут плакат о сдаче цехов и складских помещений в аренду. Не так давно появился слух, что производство автомобилей 'ОДА' будет выведено в другой регион, а в Удмуртии останутся только сборочные площадки для ВАЗов и КИА, что обернется глобальным сокращением штата. Представители завода эту информацию категорически опровергли, однако в 'Известиях УР' появилась небольшая заметка о начале вывода с завода ряда производств, в частности - гальваники. Как пояснил корреспонденту официального издания главный инженер Владимир Непрокин, это связано с общей концепцией развития завода после подписания соглашения о сотрудничестве с корейцами. Сейчас возникла необходимость размещения новых производств - сварки, окраски и сборки, и завод стремится вывести с территории все непрофильные производства. В первую очередь попала гальваника, следующее - производство нормалей. Инженер сослался на опыт других заводов, да и на элементарное улучшение экологической обстановки в городе. 'В результате оптимизации откроются инвестиционно-привлекательные площадки'. Ну а химическим покрытием необходимых заводу деталей, их хромированием, цинкованием и фосфорированием займутся предприятия в других российских регионах. Так постепенно 'Ижавто' станет только большим конвейером, почти экологически чистой сборочной площадкой. Поэтому страшные слухи о грядущем сокращении рабочих вряд ли сильно преувеличены. Для собственника завода перетасовка производства, концентрация в том или ином месте - дело обычное. Для региона - из которого выводят, - радости мало. Производственная площадка требует больше рабочих рук, чем сборочная, не говоря уже о квалификации рабочих. Ну и сборка - процесс куда более дешевый, чем производство. Количество автомобилей вряд ли в дальнейшем будет расти. Дорогая корейская КИА, которой другие западные автопромышленники, имеющие сборку в России, уже объявили настоящую информационную войну, вряд ли станет народной, как ОДА. Так что и объемы налоговых поступлений в бюджет вряд ли увеличатся.