Творческая дача пока не открылась. А вечеров не стало потому, что 'пока на время, а потом как получится' уехал в Санкт-Петербург 'хозяин' дачи Анфим Ханыков. Возможно, все дело в эпидемии гриппа... Очередное потрясение от выставки произведений современных российских художников состоится только весной. В марте в 'ГАлереЮ' приедут работы Константина Батынкова 'Внешний Тибет' (2002), фотопроект Елены Берг 'Земля-воздух' (2003), мультимедийная инсталляция уже знакомых ижевчанам Владислава Ефимова и Аристарха Чернышева 'Генетическая гимнастика' (2000-2002); 'Русская нирвана' (2001) Кати Кандыбы; инсталляция 'Большой красный' (1998) Ирины Наховой; инсталляция 'Разговаривающие одежды' (2000-2003) творческой группы 'Фабрика Найденных Одежд' и инсталляция же Александра Шабурова 'Если бы я был Гарри Поттером'. Идея представить 'Рецепты счастья' от художников возникла из желания разрушить общепринятое представление о современном искусстве как о явлении агрессивном и стоящем в оппозиции к зрителю. В чем, в чем, а в этом все активнее прослеживается интерес современных художников к созданию положительного, эстетически и даже этически заряженного искусства. В работах авторов, как известных, так и самых молодых, все более заметно стремление раздвинуть границы и рамки искусства, предназначенного для узкого круга посвященных, привлечь к диалогу, а иногда и к процессу творчества широкую аудиторию и даже преобразовать окружающее жизненное пространство. В экспозиции 'Рецепты счастья' представлены различные проекты 'переустройства' мира и человека. От утопических концепций до реальных конструкций, от рецептов 'индивидуального', 'тихого' счастья - до коллективных сеансов терапии. В исходных идеях и формах их презентации много игрового начала. Диапазон избранных средств широк - это фото и видеодокументация реализованных проектов и перфомансов, видеоролики и мультимедиа-инсталляции, работы, выполненные с применением новейших технологий, и объекты из дерева или парашютного шелка. Художник Александр Шабуров мечтает быть волшебником. Рекламная кампания 'Гарри Шабуров против Гарри Поттера' показывает зрителю истинного героя современности. Шабуров-Поттер искоренит пороки и поможет найти друзей. Вот только сделать всех счастливыми ему не удастся. Однако героическая борьба со скукой, которой посвятил себя художник, напоминает нам, что смех, согласно Аристотелю, - величайшее все - мудрость, благо и добродетель. Сфера интересов Владислава Ефимова и Аристарха Чернышева: 'паранаучные, донаучные, ошибочные и постнаучные концепции, сегодня по большей части находящиеся в юрисдикции научной фантастики'. Авторы убеждены, что художник, чтобы быть современным, должен экспериментировать прежде всего над собой, используя для этого все изобретения человечества. 'Будущее - за наукой, - считают Чернышев и Ефимов, - которая призывает самого человека изменяться, делаться совершеннее'. Искусство опережает реальность, создавая утопии нового, усовершенствованного мира. В результате появляются 'Генетические гимнастики', соединившие видео и 'фотодокументацию' экспериментов. Константин Батынков в проекте 'Внешний Тибет' показывает путешествие в обыденном пространстве. Побывать на Тибете можно, не уходя далеко от дома и созерцая дворовые снежные сугробы. Инсталляции известной, живущей в Нью-Йорке художницы Ирины Наховой и молодого автора из Владивостока Кати Кандыбы имеют много общего. Это и проблемы одиночества и примирения, гармонии и коммуникации. Объект Ирины Наховой, при приближении выталкивающий нас, сдувается в одиночестве, и остается лишь алый след и голос, предупреждающий, что 'нарушение границ воздушного пространства может привести к непредвиденным последствиям'. 'Русская нирвана' Кати Кандыбы также не существует без активного участия зрителя и открывает русский путь медитации и достижения нирваны путем безмятежного, почти бессознательного непрерывного занятия - щелканья семечек. Проект Елены Берг 'Земля-воздух' представляет умноженный, зависший в воздухе и, следовательно, недоступный образ - прекрасный обнаженный торс голубоглазого плейбоя, героя девичьих грез, предмета мечты. Парящие изображения героев в процессе экспозиции сдуваются и ложатся на землю. Оболочка оказывается лишенной содержания, смерть героя - неизбежной. 'Фабрика найденных одежд' - изобретение Натальи Першиной-Якиманской и Ольги Егоровой, в художественном сообществе известных как Глюкля и Цапля. Многоликие хозяйки и мастерицы 'фабрики' появляются перед зрителем или в образе питерских гимназисток, прыгающих с моста в Зимнюю канавку, или в виде так называемых 'белых' - облаченных в комбинезоны и очки то ли работников секретных лабораторий, то ли астронавтов, то ли эвакуаторов - из будущего, из фантастических фильмов. В роли 'белых' Глюкля и Цапля устраивают благотворительные раздачи тех самых 'найденных' одежд, сопровождая их историями происхождений платьев и рубашек, устраивают 'ужин для нищего', посещают больницы, проводят психотерапевтические сеансы. Искусство должно быть приятно народу. Не просто радовать глаз, а дарить пищу - духовную и телесную. 'Рецептам счастья' уже два года, выставка объехала несколько городов.