Убейте нас скорей! Мы не должны Обузой быть для собственной страны. Ее экономическому росту Мы не хотим мешать - Все очень просто: Известно вам еще со школьной парты, Как поступали власти древней Спарты. Нужна одна высокая скала - И все дела...
Илья Марков, ижевский поэт Во времена Пушкина писать стихи на гражданские темы было естественным. Эта активность проявилась в двух основных направлениях. Первое из них - бурный подъем популярности такой формы общения с властями, как письма, направляемые гражданами на имя российского президента, правительства, глав регионов, депутатов всех уровней и в СМИ. Начиная с середины января в нашу газету поступило большое количество писем, в которых люди протестуют против последствий монетизации, повышения квартплаты и т.д. Большинство из них, даже обращенные к бюрократическим и властным инстанциям, написаны в свободной, публицистической и даже полухудожественной форме. Пытаясь пробить брешь в равнодушии чиновников и первых лиц государства, их авторы взывают к морали, к гражданским чувствам, к Конституции или описывают последствия политики властей на собственном жизненном примере. Читая эти тексты, в которых по полочкам разложен нынешний 'бюджет выживания' конкретного пенсионера или конкретной семьи с ребенком-инвалидом, к успокаивающим заявлениям чиновников и депутатов о том, что на самом деле 122-й закон - хороший и надо только время, чтобы научиться его выполнять, начинаешь относиться уже не только со скептицизмом, но и с отвращением. Проблема только в том, что представители политической верхушки, для разбивания сердец которых эти душераздирающие письма предназначены, их все равно не читают. Для этого у них есть канцелярии, а испытывать чувство беспокойства они начинают лишь тогда, когда в их кабинетах начинают дрожать стекла от криков восставшего народа. Разновидностью такого 'письменного' творчества масс можно считать коллективно составляемые резолюции и открытые письма протестных митингов и собраний. Там тоже редко ограничивают себя официально-бюрократическим стилем. В Ижевске одним из самых ярких документов такого рода в последнее время стало письмо к президенту Путину от имени прошедшего в конце января в здании Филармонии Общереспубликанского офицерского собрания. Люди, которых учили воевать, а не сочинять, тем не менее смогли создать текст вполне публицистического характера. Вот несколько выдержек из этого документа: 'Господин Верховный Главнокомандующий! Как расценивать эти действия с Вашей стороны в провозглашенном Конституцией РФ социально ориентированном и правовом государстве? Подходит одно слово - 'геноцид'. Офицеры запаса и члены их семей привыкли терпеть и переносить невзгоды ради своей страны и своего народа. Но сегодня, когда одни, немногие, жируют, а нас, вместе с большинством народа, лишают последнего, терпению может прийти конец. Нам чужды митинговые страсти, но ВЫ, власть, толкаете нас на борьбу за свои права... Мы, члены Союза офицеров Удмуртской Республики, обращаемся ко всем пенсионерам Министерства обороны и офицерским организациям страны! Смело отстаивайте свои права, не позволяйте проходимцам от власти унижать своё достоинство защитника Родины! ОБЯЗАННОСТЕЙ ПРИСЯГИ ПЕРЕД ОТЕЧЕСТВОМ С НАС НИКТО НЕ СНИМАЛ! У НАС ГОСПОД НЕТ! ЧЕСТЬ ИМЕЕМ!' Второе направление литературной активности населения в эпоху 'революции пенсионеров' - это, безусловно, сочинение стихов на социально-политические темы. Речь, за редким исключением, не идет о стихах, рожденных в среде образованных интеллектуалов - университетских преподавателей, журналистов, чиновников, рекламщиков и, тем более, 'менеджеров среднего звена'. В этой среде в связи с родом ее деятельности господствует постмодернистское сознание, предполагающее ироничное отношение к любого рода этическим и политическим ценностям, а потому гражданская поэзия здесь в принципе создаваться не может. Публицистика - еще возможно, а поэзия - нет. Даже быть поэтом сегодня странно и не модно, а быть поэтом 'гражданским' - вдвойне. Таким образом, 'революционная поэзия' в этой ситуации оказывается по преимуществу народной и непрофессиональной (или, если угодно, графоманской). Что, впрочем, не мешает ей выполнять главную свою функцию - формулировать настроения и чаяния людей в концентрированной вербальной форме. Вот одно из такого рода стихотворений, которое поступило к нам в редакцию. Автор его, пенсионер, предпочел остаться неизвестным, а называется оно весьма красноречиво: 'Господам, что у власти, у руля'. Как видно из названия, это фактически разновидность тех самых 'писем протеста', о которых упоминалось выше, только трансформированная в стихотворную форму.
Господам, что у власти, у руля
Год прошедший, как печально, Не принес нам светлых дней. А на праздник Новогодний Надарили, надавали пенделей.
Мы так рады, господа, Умиляемся до пупа, За заботушку вашу барскую, За подачку для нас щедрую.
Со слезами низко, низко Просим милости для вас, Чтоб побольше раздувались, Мешки защечные у вас.
Мы ж, народец, вновь мозгуем, Как нам дальше выживать. Может, вам совет подать, Поскорей как нас загнать?
А совет простой, однако: В крематорий всех загнать И сокровища свои Пеплом нашим посыпать.
Ах, иуды, вы иуды, Душегубы и рвачи. Все вам мало, маловато, Нашей жизни палачи...
Помните все ж, господа, Вы у власти не всегда. Час расплаты все ж придет, И в помойке вас найдет.
Наш народец терпит долго, Верит в праведность господ. Но терпенье, если лопнет - Нет мощней, чем наш народ.
Дамоклов меч висит над вами, Кощунство ваше ниспадет. В прах бездны обратитесь сами За то, что грабили народ.
Мы ж из пепла возродимся, Знать давно пора об этом, господа!
Январь 2005 г.
Комментарии, на мой взгляд, излишни.