'Географическая скульптура г. Ижевска'. О. и А. Флоренские. Фото из архива 'Творческой дачи'. Осень 2004 г. 'Д' уже писал, что в середине марта прошлого года исчезла с площадки перед Национальным музеем изобразительных искусств УР скульптура 'Удмуртия индустриальная', представлявшая собой девушку-удмуртку, выполненную из кованой меди с позолотой. Напомним, этот случай закончился относительно благополучно. 'Девушка' стала жертвой 'вандалов-расчленителей' только наполовину: помешали прочные железные штыри. Музейщики спрятали поруганную красавицу в одну из своих темниц. Зафиксированы случаи, когда воры снимали колокола с заводской башни 'Ижмаша'; была спилена доска с мемориальной надписью с постамента с бюстом Героя Советского Союза Евгения Кунгурцева; были покушения на медные буквы со стены у Вечного огня и даже бронзовые звезды со стел в аллее Памяти (восточный фасад Арсенала). Совсем недавно выяснилось, что охотники за 'цветметом' не чуждаются и современного искусства и не брезгуют 'черметом', из которого оно сделано. Хотя это только одна из версий таинственного исчезновения творения наших современников, и вполне возможно, что любители легкой наживы здесь ни при чем.
Мы помним, как все начиналось...
Этой осенью в рамках проекта 'Культурная столица' проходил фестиваль 'Современная городская скульптура'. В нем приняли участие девять художников и шесть арт-групп из Москвы, Тольятти, Екатеринбурга, Саратова, Ижевска, Санкт-Петербурга. В ходе проекта были созданы семь скульптур. Некоторые из них заняли свои места на улицах города Ижевска, некоторые - бдительные сотрудники прилежащих к территории офисов, магазинов и предприятий попросили убрать сразу же после установки. Художники хмурились и убирали свои объекты сами или за них делали все те же неблагодарные зрители. Без видимых накладок прошла презентация 'Географической скульптуры г. Ижевска', главной 'героини' этого повествования, Ольги и Александра Флоренских из творческой группы 'Митьки' (Санкт-Петербург). Географическая карта части города выполнена из реек, водопроводных 'барашков' и муфт. На их брутально-черную, подернутую ржавчиной поверхность были нанесены названия улиц и культурно значимых мест города. 'Карта' была размещена в людном месте, на пешеходном мосту через улицу К. Маркса, у начала эстакады. Возможно, именно такое привлекательное место и послужило столь быстрому исчезновению проекта известных художников. К слову сказать, подобные 'Карты' супруги Флоренские делали вместе со студентами в Англии и США. В России 'городские монументы' творческой пары есть в Тольятти и Екатеринбурге.
Все куда-то девалось
'Географическая скульптура' исчезла в ноябре прошлого года. Дата исчезновения неизвестна. Началась реставрация эстакады, фестивальная работа была снята организацией, проводящей ремонтные работы, и : потеряна. После завершения ремонта ее на место не вернули. Один из кураторов фестиваля 'Современная городская скульптура' Анфим Ханыков пытался искать произведение Флоренских, но, потратив уйму времени (несколько месяцев) и сил, так и не смог найти крайнего в этой истории. Сейчас Анфим в Санкт-Петербурге и временно прекратил поиски. На наш вопрос, могла ли 'Карта' быть украдена по 'заказу' какого-нибудь коллекционера, Анфим ответил: 'Не думаю'. Но сообщил нам ее 'рыночную' стоимость - около 50 тысяч рублей. Мы продолжили начатое Анфимом расследование. Правда, наши попытки найти 'Карту' превратились в бесконечную игру в пинг-понг с заинтересованными и ответственными лицами. Первым делом мы позвонили в ВЦ 'ГАлереЯ', где располагалась дирекция проекта 'КС'. Там нам ответили, что дирекции уже нет. На вопрос, не знают ли они, куда могла исчезнуть 'Карта', 'галерейщики' ответили, что не знают, и предположили, что рабочие, проводившие ремонтные работы, по незнанию могли просто выкинуть произведение Флоренских на помойку. Также сообщили, что творческая группа (а по совместительству и организатор фестиваля) 'Археоптерикс' занималась поисками исчезнувшей скульптуры, но так и не смогла найти. Другие 'временные скульптуры' - крылья (которые предполагалось разместить на одной из ижевских детских больниц. - А.К.) и еще одна работа Флоренских - позолоченное железное бревно на козлах и пила - находятся на творческой даче у Анфима Ханыкова. Сотрудники 'ГАлереИ' посоветовали нам обратиться к главному художнику города Елене Чугуевской. По телефону с Еленой Станиславовной у нас случился вот такой разговор:
Та же стена. Зима 2005 г. - Что вам известно о судьбе объекта Флоренских?
- У нас этот проект проходил в рамках 'Культурной столицы', и 'ГАлереЯ' по большому счету должна лучше знать, где сейчас этот объект, чем я. Мы только выдавали согласование на размещение и все. Нам никто ее не сдавал. Вообще, это был фестиваль временной скульптуры и выполнены они были во временном варианте. Они были концептуально-авангардистскими, не проходили ряд необходимых согласований, как это делается при стационарном размещении объекта, их установка не рассматривалась на градостроительном комитете, где выделяются земельные участки и проходит городская комиссия содействию охраны памятников. В данном случае все эти процедуры не были выполнены, т.е. топографический монумент Флоренских - это художественная акция в рамках проекта 'Культурная столица'. Возможно, после демонтажа она появится в другом городе.
- Из временной она могла стать постоянной?
- На эту скульптуру было очень много противоречивых мнений. Были и те, кто хвалили, и те, кто очень ругали. Можно было, например, сделать определенный анализ общественного мнения 'Оставить или убрать?'. Но проведено не было. Из разговора стало ясно, что 'Карта' - скульптура временная и ответственность за ее сохранность и наличие нигде не оговорена и ни на кого не возложена. Какая организация реставрировала эстакаду, Елена Станиславовна не знает. В конце разговора она посоветовала обратиться к Сергею Протозанову как идейному вдохновителю и куратору программы 'Культурная столица'. До него мы не смогли дозвониться.
Автор 'Пельменя' тоже не знает, где искать и с кого спрашивать
По Интернету мы связались с Алексеем Шкляевым, ныне московским куратором всевозможных культурных потрясений, некогда столь же успешным организатором культурных событий в Ижевске. Алексей знает всю 'кухню' подобных мероприятий, сам был одним из организаторов и участником фестиваля 'Современная городская парковая скульптура'. Его скульптура 'Пельмень' не повторила трагической судьбы 'Карты' и до сих пор красуется у кафе 'Позимь'. Оказалось, что он в курсе происходящих в Ижевске событий. Он сообщил, что и ему в комитете по культуре Ижевска ничего не смогли ответить о пропаже. В качестве версии он предложил следующее. По его словам, после установки 'Карты' к стене, где она экспонировалась, началось паломничество любителей одного из направлений современного искусства - 'граффитистов' (подростков, разрисовывающих стены. - А.К.). 'Возможно, эта активность и стала причиной демонтажа скульптуры'.
- Как один из организаторов проекта ответь, пожалуйста, охранялись ли работы? И как долго они должны были украшать Ижевск?
- Работы не охранялись, официального статуса памятника, как и другие скульптуры, не имели. Ситуация примерно такая же, как с нашим проектом 'Упаковка'. (Проект творческой группы 'Археоптерикс', принесший ей известность и популярность. Несколько домов в Ижевске были превращены в 'тару' - картонные коробки с характерными надписями 'Не кантовать!' и пр. Перед тем как нанести на стены знаки-обереги, ребята из творческой группы заделали все швы и трещины на торце девятиэтажек, чем заслужили любовь и похвалу жителей домов. После успешной презентации такие дома-коробки появились в Ульяновске и в нескольких европейских городах. - А.К.). После раскрутки нами места на них (на знаки) повесили рекламный щит, тем самым попирая права авторов. (Этот щит впоследствии был сорван ураганом, но его уже заменили двумя новыми. - А.К.). Не исключено, что такая же ситуация могла возникнуть и с работой Флоренских. Так что дальнейшая судьба всех временных объектов современного искусства - авторство, собственность, сроки, ликвидация - нигде не прописана.
- Работа Флоренских была тяжелой и дорогой?
- Работа была сделана из металлолома, размер примерно 2х3 метра. Точный вес не знаю. Исходные материалы стоили тысяч пятнадцать в рублях, плюс еще авторство всемирно известных художников. Мнение авторов, супругов Флоренских, нам узнать не удалось. Художники были в очередной зарубежной творческой командировке.
P.S.
Когда сдавался этот материал, нам позвонили жильцы дома по улице Пастухова. Они сообщили, что у них исчезла мемориальная доска, посвященная Пастухову. Так что где уж там за произведением современников уследить - память бы сохранить.