В 2004 году на территории Удмуртии собрано 29 млрд 090,5 млн руб. налогов и сборов (без учета ЕСН и тер. дор. фонда). Это на 4 млрд 082,8 млн руб. больше, чем в 2003 году. Сумма поступлений налогов в декабре уменьшилась по сравнению с поступлениями в ноябре 2004 года на 98,8 млн руб. Еще примерно $40 млн принесли неналоговые доходы и прочие безвозмездные перечисления, приблизительно на $30 млн продали республиканской и муниципальной собственности и еще более $90 млн добавили из Москвы в качестве дотаций, субвенций и субсидий. В принципе властям Удмуртии грех жаловаться, централизация бюджетных ресурсов в целом по году (с учетом вернувшихся из федерального бюджета средств) составила 46,3 процента. Это почти столько же, сколько и в позапрошлом 2003 году. Отсюда вывод: если конец прошлого и начало нового года столица республики встретила с перекрытыми пенсионерами центральными улицами, то причину надо искать внутри. Расходная политика республиканских властей, судя по подведенным на днях итогам 2004 года и по утвержденному бюджету на 2005 год, не претерпела почти никаких изменений. Формальное сокращение 'президентской' статьи на капстроительство, случившееся при утверждении республиканского бюджета в конце года, еще ничего не значит. Фактические расходы на 'стройки Волкова' в 2004 году превысили первоначально утвержденную сумму на 713 млн руб., достигнув рекордного показателя - 1,825 млрд рублей, а расходы на содержание органов власти в Удмуртии оказались на 180,8 млн руб. больше той суммы, что изначально закладывалась в годовой бюджет. И здесь тоже случился рекорд - 1,230 млрд рублей. Бюджетный оптимизм властей основан на росте доходов консолидированного бюджета Удмуртии, составившем в среднем по 2004 году - 16,6 процента. Значительный рост поступлений в бюджет по сравнению с 2003 годом показали все виды налогов (лишь сумма платежей за пользование природными ресурсами снизилась на 0,5 %, а динамика налога на имущество оказалась незначительной - 2,4 %). Но здесь есть одна важная особенность. Во втором полугодии 2004 года, когда тенденции позапрошлого 2003 года уже перестали оказывать влияние, один из самых важных налогов не только перестал расти, но и показал существенное снижение по сравнению с суммой поступлений в первом полугодии 2004 года. Это налог на прибыль. Падение составило 12,2 процента. Положение во второй половине года здорово скрашивал рост поступлений от налога на доходы физических лиц, но, как уже писал 'Д' в прошлых обзорах, это не было связано с увеличением общего благосостояния населения Удмуртии.
табл.

Главный финансовый сюрприз случился в самом конце года - в декабре бюджет Удмуртии получил небывалую сумму дотаций из бюджета России на 'поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов'. В сумме финансовая помощь из центра в декабре составила 868,4 млн руб.! В итоге каждый третий бюджетный рубль в расходах в конце прошлого года был 'московским', а в целом по году федеральная помощь Удмуртии тоже побила рекорд, достигнув 2,560 млрд рублей. Это позволило сохранить накопленные к концу года остатки средств на бюджетных счетах. Общая сумма остатков в консолидированном бюджете Удмуртии на 1 января даже немного выросла, составив 1,287 млрд рублей. Получив федеральную подпитку, бюджетные расходы Удмуртии в декабре резко взлетели (на треть по сравнению с ноябрем), но в целом рост расходов консолидированного бюджета в 2004 году превысил сумму расходов 2003 года только на 13,2 процента. Невырванной осталась и одна из главных 'заноз' бюджета Удмуртии - государственный долг. Как уже писал 'Д', республиканские власти засекретили эти данные для СМИ в октябре прошлого года, с этого момента здесь немногое изменилось. Под давлением Москвы Правительство УР гасит одну из частей госдолга по федеральным ссудам (в декабре - 54,8 млн руб.), но накопленная за два последних года сумма долга остается значительной. В контексте бушевавшей весь январь борьбы пенсионеров за финансовую доступность общественного транспорта очень любопытно сегодня выглядит статья расходов на транспорт. Оказывается, это единственная позиция в бюджете Удмуртии на 2004 год, которую исполнили с сокращением. Изначально в бюджете на эти цели планировалось затратить 300,6 млн руб., фактически же получилось только 263,2 млн руб. Видимо, не ожидавшие такой бурной социальной реакции республиканские власти (весь год пересаживавшиеся на новенькие служебные 'Тойоты') нашли на чем сэкономить и перекинули часть расходов на общественный транспорт на семейные бюджеты пенсионеров.
Рейтинг налогов в 2004 году