
Среди авторов пяти отобранных проектов оказались как студенты, так и уже маститые художники. Большинство членов жюри отметили очень профессиональную ('европейского уровня' - как выразилась координатор проекта, научный сотрудник 'ГАлереИ' Галина Тарануха) работу известного ижевского художника Виктора Чувашова. Правда, собственно 'крокодильских' черт в 'крокодиле' Чувашова оказалось совсем немного - скорее, это все напоминает некий гибрид коралла и змеи. В общем, Общественный совет сошелся во мнении, что для первого памятника Ижевскому Крокодилу такой проект слишком абстрактен, хотя впоследствии хотелось бы эту скульптуру все-таки увидеть воплощенной в жизнь, тем более что она весьма функциональна - при желании на 'крокодильских ветвях' для 'фото на память' может разместиться коллектив школьного класса или даже небольшая свадьба. По схожим причинам исключили из списка возможных победителей работу и другого известного автора - Виталия Окуня. В проекте этого художника Крокодил расположился внутри фрагмента канализационной трубы, что вполне соответствует содержанию одного из мифов о сбежавших ижевских крокодилах, которые были собраны культурологом Игорем Кобзевым: 'Говорили, что в Подборенке - в канализационной трубе - поймали крокодила, а в его брюхе нашли много обручальных колец'. Однако образ самого крокодила, решенный Виталием Окунем в духе пермского звериного стиля, показался участникам заседания слишком декоративным и 'этнографическим'. От языческих финно-угорских ассоциаций также решили отказаться. 'Ижевский Крокодил, - сформулировал общую мысль членов совета спонсор памятника, руководитель АО 'Электромаш' Андрей Метляков, - должен быть человечным и душевным'. 'И горожанином', - добавила замдиректора Национального музея УР Марина Рупосова.

В конечном счете Общественный совет остановился пока на трех работах. Одна из них имеет сразу двух авторов - скульптора Николая Быкова и историка Сергея Бехтерева. К слову сказать, этот тандем авторов является создателем и официального герба Ижевска. Представляя проект журналистам, Сергей Бехтерев сказал, что они с Николаем Быковым исходили из того, что неофициальный бренд города, каковым задумывается памятник Ижевскому Крокодилу, должен так или иначе быть включен в общую систему городских символов. Именно поэтому их Крокодил сжимает в руке ветвь рябины, подобной той, что украшает и герб Ижевска. Поскольку одним из 'информационных поводов' создания памятника Ижевскому Крокодилу является исторический факт наличия у знатных ижевских оружейников прозвища 'крокодилы', данного им за их зеленые 'наградные' кафтаны, то существенную деталь этих кафтанов - так называемые 'разговоры' - Николай Быков отразил и в облике своего Крокодила. Как, впрочем, и другой важный элемент костюма оружейников - цилиндр.

Цилиндр присутствует и в другом варианте памятника, предложенном студентом Института искусств УдГУ Асэном Сафиуллиным. Впрочем, в его Крокодиле, развалившемся на скамеечке, уже нет ничего от респектабельности 'обуржуазившегося пролетария' царских времен, каким предстает на старых фотографиях образ мастерового-ижевца. Этот крокодил - худой и вертлявый - скорее, из той же оперы городского фольклора, что и 'Чижик-пыжик, где ты был:' и 'По улицам ходила большая крокодила:'. Это тот же образ, что предстает в рассказах старожилов, которые Игорь Кобзев слышал после чтения лекций по истории Ижевска в различных учреждениях города. ':Уверяли, что (сбежавший из зверинца. - А.К.) крокодил был добрый и никого не трогал. Подробности сочинялись анекдотические. Был, мол, зверь неместный и так мучился от ностальгии, что однажды пошел топиться в Подборенке. Тут ему и сказали: 'Сначала купите шляпу'. Крокодил выбрал ведрообразный буржуйский цилиндр, а заодно и красивое гороховое пальто: Смерть крокодила была насильственной. При культе личности он скрывался у рыбаков государственной артели в Колтоме, так как очень любил кушать селедку. Только вот произношение аллигатора отличалось каким-то странным акцентом. Поэтому, когда в Ижевске шли аресты 'колчаковских провожал', его из-за 'иностранного акцента' приняли за японского шпиона и пришли арестовывать. Тут крокодил бросился в пруд возле современного канализационного коллектора, поплыл на животе к теплой камышовой заводи у ТЭЦ-1. Однако меткая пуля чекиста поразила крокодила на самой середине пруда. Крокодил издал протяжный вой и утонул в самом глубоком месте ижевского водохранилища'. Правда, крокодил на скамейке изображен без 'горохового пальто'. Видно, не успел еще прикупить.
Крокодил летающий
Главному художнику г. Ижевска Елене Чугуевской больше всего понравился третий проект памятника - крокодил-толстячок с крылышками, пытающийся взлететь с капители такой же 'толстушки'-колонны (автор - студент 5 курса УдГУ Александр Чувашов). Конечно, 'рожденный ползать - летать не может', однако сама попытка уже достойна восхищения. В принципе, этот образ наиболее точно отражает идею свободы, просвечивающую во всех этих легендарных историях о сбежавших в Ижевске крокодилах. Зафиксированные в периодической печати ('Вятские ведомости', 'Ижевская правда'), всплывающие в рассказах старожилов случаи побегов крокодилов на свободу - из цирка, из зверинца - безусловно, дают какую-то светлую и возвышенную перспективу сумрачному ижевскому существованию. Да, эти крокодилы потом гибли в суровых местных условиях, встречали непонимание местного населения, но разве само их стремление обрести свободу, их героические попытки преодолеть все препятствия на пути к высокой цели не могут не вдохновлять нас, людей двадцать первого века, для которых имя свободы - не пустой звук?..
P.S. Следующее заседание Общественного совета по созданию памятника Ижевскому Крокодилу, на котором будет окончательно определен победитель, намечено на конец января - начало февраля. Перед этим в МВЦ 'ГАлереЯ' будет организовано обсуждение проектов - представителями общественности, посетителями выставки и журналистами ижевских СМИ.