фото Эта льгота была получена наиболее дисциплинированной частью электората Ижевска более десяти лет назад, накануне выборов первого мэра Ижевска. Эффект от такого популистского решения Анатолия Салтыкова был очевиден. Четыре года спустя, когда республиканские власти пытались продавить на пост мэра Валерия Загайнова, политтехнологи последнего пытались соблазнить часть избирателей обещанием ввести бесплатный проезд не только по пенсионным удостоверениям, но и по заводским пропускам! В конечном итоге столь широко распространить коммунизм на муниципальном транспорте не удалось. Тем не менее льготный проезд стал основой своеобразного социального контракта между властями города и пенсионерами на долгие годы. Хотя под нажимом транспортников неоднократно обсуждался вопрос о введении пенсионных проездных билетов, но власти не решались ничего менять. Такой консерватизм принес свои плоды в 2001 году, когда именно старшее поколение обеспечило явку на выборы мэра Ижевска и победу на них Виктора Балакина. С тех пор вопрос о судьбе транспортных льгот регулярно поднимался в конце года, когда при верстке очередного бюджета в нем не сходились концы с концами. Тем не менее деньги для пенсионеров неизменно находились. Однако нынешней осенью и в начале декабря республиканские власти стали демонстративно дистанцироваться от этой проблемы. Сначала председатель комиссии по социальной политике Госсовета УР Фания Федорова в новостях ТК 'Моя Удмуртия' 11 ноября заявила, что раз городские власти 10 лет находили деньги на бесплатный проезд, 'пусть и сейчас думают'. Затем тот же канал 1 декабря процитировал вице-премьера правительства Удмуртии Владимира Бельтюкова: 'Это решение Гордумы. Когда они его принимали, то рассчитывали на собственные средства. Вот и пусть работают дальше по такому же алгоритму'. Чтобы оценить, мягко говоря, лукавство главного распорядителя республиканских финансов, достаточно взглянуть на распределение наиболее значительных налогов десять лет назад и сейчас. Так, в 1995 году городу оставалось 100% подоходного налога и 16% налога на прибыль предприятий (в республиканский бюджет поступало лишь 6%). В 2004 году Ижевск полностью лишен поступлений от налога на прибыль, а от подоходных сборов ему остается только 48%. Что называется, почувствуйте разницу. Совершенно очевидно, что мэрия Ижевска не в состоянии в одиночку решить проблему главной городской пенсионной льготы. Озвученные Виктором Балакиным варианты - 80, 100 или 115 рублей компенсации - не выдерживают никакой критики. Попытка в спешке откупиться от пенсионеров оскорбительной подачкой (иначе официально озвученные цифры назвать трудно), заведомо обречена на провал. Нетрудно представить себе, какой хаос и произвол будет твориться при начислении и выплате этих денег. А дополнительные расходы на организацию этой работы, плюс сами компенсационные составят сумму вполне сопоставимую с дотациями транспортникам за сохранение существующих льгот. Не стоит забывать и о налоговиках, которые с каждой копеечки, брошенной в кружку для милостыни, мечтают взять 13% подоходного налога. Еще минувшим летом, когда идея замены натуральных льгот на денежные выплаты только была озвучена, высказывалось немало опасений, что эта в идеале замечательная инициатива при ее практическом воплощении приведет к росту социальной напряженности. Сегодня все идет к тому, что могут сбыться самые мрачные прогнозы. Сам по себе факт, что с пенсионеров 1 января начнут требовать деньги за проезд, вряд ли приведет к социальному взрыву. Однако серьезной радикализации их настроений избежать не удастся. Вопрос бесплатного проезда ижевских пенсионеров невозможно свести только к финансовой составляющей, как это пытаются сделать первые лица города и республики. Это в гораздо большей степени политическая проблема. Ошибки при ее решении могут привести к серьезным последствиям не только для администрации Ижевска. Если республиканские власти надеются, что политическое самоубийство Виктора Балакина (а отмену бесплатного проезда пенсионеров по-другому назвать нельзя) расчистит дорогу к креслу ижевского градоначальника их кандидату, то их оптимизму остается только позавидовать. Более вероятным выглядит сценарий, что осенью 2005 года счастливо переназначенному Александру Волкову придется столкнуться с новым мэром Ижевска, выбранным на волне протестного голосования.