В октябре 2004 года на территории Удмуртии собрано 2 млрд 534,2 млн руб. налогов и сборов (без учета ЕСН). Это на 67,4 млн руб. больше, чем в сентябре, и на 491,8 млн больше, чем в октябре 2003 года. Республиканские власти фактически отказались предоставлять стандартную отчетность. Редакция 'Д' располагает данными о том, что негласное распоряжение 'закрыть' информацию еще в начале прошлого месяца исходило от президента Удмуртии. В начале ноября Александр Волков публично и безапелляционно обвинил нашу газету в необъективности. Эти нападки совпали по времени с многочисленными хождениями президента Удмуртии по коридорам власти в Москве, однако попытки получить финансовую помощь из федерального бюджета на будущий год оказались бесплодными. Усилия 'Д' открыть данные по исполнению консолидированного бюджета Удмуртии принесли больший результат - за сутки до сдачи этого номера газеты в печать на сайте www.udmurt.ru в минфиновском разделе для всеобщего обозрения была размещена информация о доходах и расходах на 1 ноября. При этом, несмотря на наши усилия, так и не были обнародованы данные о государственном долге и кредиторской задолженности Удмуртии, хотя до этого 'Д' каждый месяц публиковал динамику по обязательствам консолидированного бюджета республики. Итоги прошлого месяца тоже вызывают тревогу. Октябрь для бюджетов обычно один из самых доходных месяцев года. В этот раз ситуация оказалась иной - по сравнению с данными за октябрь прошлого года доходы консолидированного бюджета снизились на 16,8 процента. Правда, по отношению к сентябрю имел место 5-процентный рост, но здесь надо учесть, что сентябрьские доходы были на 14 процентов ниже августовских. Зато централизация бюджетных ресурсов в федеральную казну в прошлом месяце благодаря росту дотаций, субвенций и субсидий из Москвы получилась значительно ниже предыдущих периодов - 48,7 процента (в сентябре - 56,9 %). Снижение доходности бюджета в октябре по сравнению с текущим периодом прошлого года связано, прежде всего, со значительным сокращением поступлений от налога на прибыль (-45,1 %) и резким падением доходов по статье 'прочие безвозмездные перечисления' (Прим. - 5,9 млн руб. в октябре 2004 г. и 154,8 млн руб. в октябре 2003 г.). Это падение по сравнению с прошлым годом отчасти компенсировало появление нового транспортного налога, помощь из федерального бюджета и рост поступлений от подоходного налога (+14,2 %), налогов на совокупный доход (в 2,5 раза), платежей за пользование природными ресурсами (+12,4 %) и акцизов (в 2,6 раза). Между тем два из перечисленных источников по отношению к сентябрю текущего года показали снижение - подоходный налог на 0,9 процента, платежи за пользование природными ресурсами - 41,5 процента. Дефицит финансовых ресурсов в прошедшем месяце привел к сокращению финансирования по шести основным расходным статьям, хотя в среднем октябрьские расходы увеличились по отношению к сентябрю на 7,7 процента, но здесь также надо иметь в виду, что сентябрьские расходы были ниже августовских на 6,4 процента и бюджетный процесс в последние месяцы идет фактически вхолостую. По сравнению с октябрем 2003 года расходы консолидированного бюджета Удмуртии возросли на 9,7 процента, что на самом деле трудно считать ростом, учитывая годовую инфляцию. Из всех сокращений расходов особенно выделяется статья на содержание жилищно-коммунального хозяйства. По отношению к сентябрю затраты на ЖКХ уменьшились на 29,3 процента, а в сравнении с данными за октябрь 2003 года падение еще более значительное - минус 42,5 процента. Это уже тенденция, поскольку в сентябре имела место та же самая картина, только цифры были поменьше (-28 % и -13,4 % соответственно). Другие основные затратные статьи бюджета - образование, здравоохранение и культура - финансировались по сравнению с октябрем прошлого года с символическим ростом (+8,9 %, +9,8 % и +6,2 % соответственно), но по отношению к сентябрю рост расходов был только в образовании (+13,6 %). Значительно блокирует увеличение затратных статей большая кредиторская задолженность и государственный долг Удмуртии. По данным на 1 октября, госдолг составлял 2,533 млрд руб., а общая сумма кредиторской задолженности консолидированного бюджета превышала 3,3 млрд руб. К ноябрю Правительство УР погасило 53 млн руб. госдолга в части федеральных ссуд, но, как уже сообщалось выше, отказалось предоставлять какую-либо информацию по привлеченным (погашенным) в прошлом месяце банковским кредитам и предоставленным госгарантиям по обязательствам третьих лиц. Однако, судя по общим параметрам исполнения бюджета в октябре, ситуация здесь осталась прежней - величина госдолга чуть-чуть уменьшается (буквально на доли процента), а кредиторка растет, причем значительными темпами. Дефицит средств уже дает о себе знать - остатки средств на счетах бюджетных организаций, начавшие сокращаться в сентябре, в октябре снова уменьшились. Таким образом, за два осенних месяца финансовые резервы республики сократились на 178,6 млн руб., что составляет почти 15 процентов от суммы остатков на 1 сентября.
табл.