Главный организатор 'Социального форума' в Перми полпред Сергей Кириенко считает ошибочным 'рисовать' в каждом отдельном регионе свои маленькие стратегии. Значимость обсуждаемых вопросов привлекла на пермскую землю такое количество VIP- персон, что празднества в соседнем регионе автоматически отошли на второй план.
Биография
Первый Социальный форум, точнее ярмарка социальных проектов, по инициативе полномочного представителя президента в ПФО Сергея Кириенко прошла в Перми в 2000 году. Как пояснил журналистам Сергей Владиленович, сам форум был одним из первых проектов ярмарки наряду с 'Культурной столицей Поволжья' и общественными приемными в полпредствах. Теперь в их необходимости никто не сомневается. С тех пор форум проходит ежегодно в одном из городов ПФО, но, по сути, мероприятие стало общероссийским - если в 2000 году в нем участвовало 13 регионов, то в 2004 - уже 83. Количество заявок увеличилось с 597 до 1886, а число победителей - с 79 до 271. По мнению организаторов, сегодня форум - один из самых эффективных проектов и в экономическом плане - на один федеральный рубль грантового фонда приходится 46 из различных источников финансирования, в том числе из региональных бюджетов. В этом году сумма грантового фонда составила 60 миллионов рублей, при этом некоторые проекты для своей реализации требуют не больше 10-20 тысяч рублей, а распространение получают широчайшее.
Лица
В работе Социального форума приняли участие: полпред президента в ПФО Сергей Кириенко, помощник Президента РФ Игорь Шувалов, министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов, помощник председателя Правительства РФ Александр Починок, заместитель председателя комитета Госдумы РФ по экономической политике Юрий Медведев, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, исполнительный директор Пенсионного фонда РФ Николай Крецу, председатель думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов, председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин, губернаторы регионов и др. На торжественное открытие форума прибыла и делегация от Удмуртской Республики. Два думца - Евгений Богомольный и Светлана Смирнова, а также вице-мэр Ижевска Сергей Протозанов. Последний выстоял, как говорится, до конца - по крайней мере, в заключительный третий день чиновник был замечен в одном из многочисленных буфетов выставочного комплекса Пермской ярмарки. А вот члены удмуртского правительства посчитали излишним свое личное присутствие на мероприятии.
Темы
Неудивительно, что Социальный форум в этом году вызвал такое пристальное внимание федеральных чиновников первой величины. Важнейшими вопросами, которые обсуждались, помимо проектов-победителей, стал проект федерального закона об общественной палате, органе, который, по задумке президента Путина, должен будет 'сбалансировать' выстраиваемую вертикаль. Жаркая дискуссия развернулась и по вопросу реформирования социальной сферы в части монетизации льгот, здравоохранения и образования. Была рассмотрена и концепция реформирования бюджетной сферы, а также подходы к формированию стратегий развития регионов. Неформальным лозунгом форума стало межрегиональное сотрудничество. Практически все федералы говорили о необходимости экономической и политической интеграции регионов, стирания условных административных границ. В частности, Сергей Кириенко отметил, что особый приоритет на форуме получают именно межрегиональные проекты.

Без маленькой стратегии твоей
11 ноября на форуме активно обсуждали подходы к формированию стратегий регионального развития, а также сделанное буквально накануне заявление Владимира Путина о том, что наличие стратегий станет одним из главных критериев для назначения губернаторов в рамках нового законодательства.

По словам заместителя полпреда в ПФО Сергея Обозова, не исключено, что с сегодняшнего утра все главы регионов, которые не имели стратегий развития, сели за их написание. Впрочем, в Приволжском округе это случаи единичные - за последние два года долгосрочными стратегиями обзавелись практически все регионы. Как отметил Сергей Кириенко, если опустить откровенно антикризисную стратегию Ульяновской области, то из общего числа программных документов выделяются три типа: первая - наведение элементарного порядка, эффективное использование ресурсов, которым регион владеет исторически. Такая стратегия есть у всех. Второй уровень - регион ставит своей задачей достижение инвестиционной привлекательности. 'Это подход, когда сам регион не является субъектом развития, не может прогнозировать, но носителем такого знания является инвестор, он вкладывает свои деньги и таким образом голосует, куда развиваться региону'. Такие стратегии, по мнению Кириенко, есть в 75% субъектов ПФО. 'Сейчас просто неприлично не иметь такой стратегии. Когда в округе в 2001 году стартовал форум стратегий регионального развития, было 1-2 региона, которые имели стратегии, и еще 2-3, которые об этом говорили. Сегодня осталось 2-3, которые говорят, но еще не сделали'. Может быть стратегия и третьего уровня, когда регион не зависит от того, куда инвесторы готовы вкладывать деньги. 'Он сам - субъект развития. Нужен анализ всей материально-технической базы, понимание чего не хватает для построения замкнутой цепочки получения прибыли на открытом рынке и выхода на межрегиональную кооперацию'. Такие стратегии в ПФО только начинают разрабатываться, в частности, в Пермской области. По словам Кириенко, развитие региона - это переход от одного уровня к другому. Причем те регионы, которые приступили к написанию стратегии третьего уровня, начинают понимать, что в одном отдельном регионе ее не построить, 'нужна координация, нужны единые цепочки, которые будут связывать разные регионы'. Для этого в Правительстве РФ сейчас разрабатывается федеральная целевая программа регионального развития, где главным станет наличие стратегий, согласованных на межрегиональном уровне. 'Стратегию нельзя разрабатывать на срок губернаторских полномочий, - отметил полпред, - даже на два. Это главный вопрос для инвестора. Ошибочно и в каждом отдельном регионе попытаться нарисовать свои маленькие стратегии невзирая на то, что происходит в стране. Главное условие - открытое экономическое пространство и единая система управления'.