фото Если на одном частном случае сделать выводы нельзя, то, имея на руках два артефакта в виде октябрьского и ноябрьского выпусков 'Своего дела', можно выстроить уже какую-то концепцию, попытаться сделать более или менее аргументированный вывод о качестве данного журнального проекта. Строго говоря, история 'Своего дела' начинается вовсе не с октября нынешнего года. Этот журнал, учрежденный предприятием НТВП 'Кедр', издается еще с 1997 года. Однако в последние годы на фоне появившейся в республике целой обоймы деловых журналов ('Найди', 'Деловой квадрат', 'Деловая Репутация, 'Бизнес Удмуртии') 'Свое дело', долгое время выпускавшееся в неизменном виде - без 'глянцевой' обложки, на дешевой бумаге, со скромным дизайном и с традиционным набором рубрик, - стал выглядеть явно архаично. Не спасла даже и произошедшая недавно смена обложки. Ситуация кардинально поменялась этой осенью, когда в число учредителей журнала вошла Социально-экономическая Ассоциация 'Деловая Удмуртия', решившая, как видно, сделать 'Свое дело' рупором своих интересов и общественно-политических инициатив. Модернизировать журнал была приглашена новая команда, часть из которой, кстати, в свое время выпускала 'культовую' газету '18-й регион'. Проведенная 'варягами' модернизация затронула все - поменялась большая часть рубрик, радикально изменился дизайн, на 80 процентов обновился состав авторов. Другими словами, можно с полным правом говорить о новом журнальном проекте.
Об идеологии
Фигурирующий на обложке журнала логотип Ассоциации 'Деловая Удмуртия' с самого начала не оставляет сомнений в том, чью идеологию и программу собирается продвигать 'Свое дело'. Хорошо это или плохо? Скорее, первое. Дело в том, что, несмотря на обилие так называемых деловых изданий в Удмуртии, на самом деле наша республиканская буржуазия до сих не имеет какого-то печатного органа, который бы внятно формулировал, так сказать, программные установки и жизненные приоритеты бизнес-сообщества как некоего особого целого. Корпоративные издания крупных компаний ориентированы на потребление внутри трудового коллектива, а так называемые 'деловые' тяготеют к тому, чтобы превратиться в рекламные буклеты, лишь маскирующиеся под журналы. В этом смысле 'Свое дело' может заполнить пустующую нишу рупора республиканской буржуазии - прежде всего той ее части, которая принадлежит к так называемому 'среднему бизнесу'. В принципе, в вышедших номерах журнала определенные заявки на это уже есть. Одним из центральных материалов октябрьского выпуска стало интервью с руководителем 'Деловой Удмуртии', гендиректором ОАО 'Гарант' Данилом Белоголовкиным, в котором последний выступает с конструктивной критикой раздела проекта программы 'Социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы', посвященного стимулированию предпринимательства. Невзирая на авторитеты, Данил Ефимович, в частности, говорит, что 'действительно эффективного инструмента для привлечения инвестиций в республику разработчики программы так и не предложили'. Здесь же опубликованы и конкретные поправки в программу, предложенные 'Деловой Удмуртией'. Среди такого же рода 'программных' материалов на злободневную тему в ноябрьском номере можно, например, назвать статью 'Преимущественные отношения', где с позиций среднего бизнеса достаточно жестко критикуется и анализируется подоплека стремления мэра Ижевска Балакина отдать на бесконкурсной основе значительную часть муниципальной недвижимости в доверительное управление ФКГ 'Сайгас'.
О содержании
Главным достоинством 'Своего дела' можно считать вполне профессионально и внятно написанные обзорные статьи на экономическую тематику. Причем в ноябрьском номере их уже больше, чем в октябрьском. Тема бренда, в ноябрьском номере открывается привязанным к главному информационному поводу месяца, интервью с вице-президентом Фонда Калашникова Игорем Красновским о перспективах использования имени конструктора как одного из самых бесспорных российских брендов. Эта же тема развивается в статье 'Аренда бренда' о системе франчайзинга. К сожалению, последняя статья несколько проигрывает от слабой привязки (лишь через мнения двух экспертов) к местной, республиканской проблематике. В обоих номерах содержатся качественные материалы, посвященные анализу рынков услуг и товаров в Удмуртии - бензина, лизинга, фитнеса, иномарок, тюнинга, бизнес-образования. Слабее обстоит дело с 'легкой', развлекательной информацией, без которой немыслим даже самый деловой журнал. В первом номере ее вообще нет, во втором она представлена в небольшой рубрике 'Странности' (забавные деловые и политические новости), а также в статье 'Живу как в сказке' (рубрика 'Happy end/ История'), которая представляет собой интервью с ижевской девушкой-моделью, удачно вышедшей замуж за француза, и которая по стилю написания больше подошла бы иллюстрированной телепрограмме.
О дизайне
По дизайну 'Свое дело' следует, наверное, сегодня считать самым прогрессивным из республиканских деловых журналов. Все очень сбалансировано, собственный стиль выдержан от первой до последней страницы. Много черно-белых фото, цвет используется достаточно осторожно, что следует признать соответствующим имиджу бизнес-журнала. При этом напрочь отсутствуют модные сейчас в журнальном оформлении коллаж и рисунки, то есть ресурс развития дизайна еще есть и в этом отношении. Избранный автором дизайн-проекта популярный ныне шрифт - узкий и без засечек - с моей точки зрения, скучноват для основного шрифта журнала. А курсив с засечками, используемый в комментариях экспертов, дается слишком мелко. Для разнообразия и облегчения восприятия, думается, требовался бы еще один шрифт - как это принято в ведущих российских деловых еженедельниках ('Власть', 'Деньги', 'Эксперт'). Почти никак дизайном не обыграна индивидуальная особенность разных рубрик. Но это, пожалуй, единственная серьезная претензия, которую можно предъявить дизайнеру.
О рекламе
Собственно рекламных статей в 'Своем деле' пока немного. И хотелось бы, чтобы больше и не было, а то можно превратиться во вторую 'Деловую репутацию'. В принципе, в журнале представлены две вполне эффективные и проверенные формы размещения рекламы - рекламные модули и комментарии экспертов в рамках обзорных и актуальных статей. Именно на такого рода рекламу и следует ориентировать рекламодателя, хотя это, конечно, не так просто. Но в его же интересах.