Конечно, слово за депутатами Госсовета, которые в течение следующих нескольких недель будут вносить всевозможные поправки, но мы уже сейчас попытались подсчитать, как это отразится на благосостоянии жителей Ижевска. О перекладывании всей полноты ответственности за оплату коммунальных услуг на население говорилось давно, с самого начала реформы российского ЖКХ. Причем вопрос об инвестициях в отрасль по обыкновению решался куда медленнее роста квартплаты. Последнее постановление Правительства РФ от 30 июля этого года 'О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг' черным по белому прописало переход на стопроцентный уровень оплаты, хотя еще буквально год назад федеральные чиновники обещали повременить со столь непопулярной мерой. несмотря на то что июльское постановление носит отчасти рекомендательный характер и регион вправе самостоятельно решить такой деликатный вопрос, местные власти, учитывая известные сложности с бюджетным финансированием, не пошли против общефедеральной тенденции. Таким образом, в проекте республиканского бюджета на следующий, 2005 год был предусмотрен очередной и теперь уже последний переход. До этого момента рост тарифов на ЖКУ прогнозировали в пределах 16%, но в свете последних событий запланированная цифра может претерпеть существенные изменения. Конечно, весь процесс утверждения тарифов находится под контролем специальной рабочей группы, состав которой совсем недавно утвердили депутаты Гордумы Ижевска, но от осознания этого населению, особенно малообеспеченной его части, легче не станет. Единственным выходом для социально незащищенных слоев по-прежнему остаются жилищные субсидии. И вероятнее всего, после очередного скачка стоимости кварт-платы неспособных заплатить за ЖКУ граждан станет намного больше. При этом почетная обязанность предоставления субсидий со следующего года переходит на региональный уровень. Напомним, в начале 2003 года, после перехода на 90%-ный уровень оплаты и роста тарифов, которые в совокупности увеличили суммы в платежках более чем на 30%, количество семей, получающих субсидии в Ижевске, выросло с 14 до 20%. В этом году специалисты ГЖУ зафиксировали 13% (в среднем по республике этот показатель составляет 18%), сказались общефедеральные изменения в системе расчетов. Независимо от количества нуждающихся специалисты Горжилуправления сделают расчет и начислят субсидию, единственный вопрос - осилит ли нагрузку удмуртский бюджет? Кроме того, повышение стоимости оплаты за услуги станет для коммунальной отрасли своеобразной медвежьей услугой. Средства на финансирование ЖКХ в бюджет закладываются на уровне прошлого года. Прописанное федералами требование предусмотреть деньги на капитальный ремонт (в свое время эта строка была изъята из платежей населения) пока остается словами. Ни в республиканском, ни в ижевском бюджетах нормативные 300 миллионов рублей учтены не были. Что касается стоимости тарифов на ЖКУ накануне очередного повышения, то, согласно статистике, по затратам на производство жилищно-коммунальных услуг Удмуртия находится в золотой середине среди субъектов ПФО, с результатом 26,4 рубля за квадратный метр. Стоимость содержания и ремонта жилищного фонда у нас вполне приличная - 4,95 руб. за кв. метр. Сказывается износ основных фондов. К примеру, в Ульяновской области этот показатель составляет всего 2,5 рубля. В соседней Пермской области - 7,47 руб., Татарстане - 5,55 руб.