В сентябре 2004 года на территории Удмуртии собрано 2 млрд 466,8 млн руб. налогов и сборов (без учета ЕСН). Это на 22,3 млн руб. больше, чем в августе, и на 898,8 млн больше, чем в сентябре 2003 года. С учетом вернувшихся в республику субвенций, субсидий и дотаций в пользу Москвы отошли почти 57 процентов налогов, поступивших в прошлом месяце от удмуртских налогоплательщиков. В итоге доходы консолидированного бюджета Удмуртии в прошлом месяце получились почти на 14 процентов ниже, чем в августе (и только на 1,3% превысили данные за сентябрь 2003 г.). Соответственно урезанными оказались и сентябрьские расходы (-6,4% по сравнению с августом, -2,5% по отношению к аналогичному периоду прошлого года). Чтобы компенсировать дефицит финансов, власти задействовали остатки денежных средств на бюджетных счетах, в результате резервы снизились на 117,3 млн руб. (-9,7%). Повышенная централизация бюджетных ресурсов стала следствием структуры налоговых доходов, сложившейся в прошлом месяце. Резко (в полтора раза) снизились поступления от налога прибыль, еще более резко в силу своей цикличности упали доходы от налога на имущество (в 6,4 раза), при этом кратно поднялись доходы от наиболее централизуемого в бюджет РФ налога на добычу полезных ископаемых. Рост поступлений от природной ренты не обошел и Удмуртию, доходы консолидированного бюджета республики по этой статье увеличились в два раза по сравнению с августом (-0,7% по отношению к сентябрю 2003 г.), но большая часть 'нефтерублей' все равно ушла в федеральный бюджет. Как показывает анализ, нынешняя ситуация ничем принципиально не отличается от той, что сложилась с исполнением бюджета УР в сентябре прошлого года. Соотношение налоговых поступлений в общей структуре доходов фактически то же самое - на первом месте налог на доходы физических лиц (сентябрь 2004 г. - 393,4 млн руб., сентябрь 2003 г. - 335,6 млн руб.), далее следуют платежи за пользование природными ресурсами (288,8 млн руб. и 290,8 млн руб. соответственно), налог на прибыль (170,2 млн руб. и 118 млн руб.) и акцизы (109,8 млн руб.; 61,9 млн руб.). Остальные (не делающие погоды) изменения связаны с отсутствием налога с продаж в доходной части нынешнего бюджета, большим весом налога на совокупный доход и транспортным налогом, которого не было при исполнении бюджета за 2003 год. При таком раскладе в сентябре властям Удмуртии всегда не хватает денег и год назад точно так же, как и нынче, пришлось подъедать остатки средств на бюджетных счетах (-152 млн руб. в сентябре 2003 г.). Однако в текущем году централизация средств в федеральный бюджет оказалась все-таки выше. По сравнению с сентябрем прошлого года объем собранных на территории Удмуртии налогов вырос на 36,4 процента, в то время как увеличение налоговых поступлений в консолидированный бюджет республики увеличилось только на 10,2 процента. Большая часть прироста, таким образом, ушла в федеральную казну. Обратная реакция в виде субвенций, субсидий и дотаций из Москвы в сентябре (118,2 млн руб.) вышла меньше, чем в августе на 40,6 процента и даже ниже, чем в сентябре прошлого года (-37,6%). К тому же табл. Правительство УР продолжает гасить свой долг по ранее выданным из бюджета РФ ссудам, правда, по-прежнему небольшими (с учетом общей суммы госдолга) суммами - 18 млн руб. в сентябре 2004 г. Расходная часть в сентябре обычно перераспределяется в пользу 'зарплатоемких' статей: затраты на образование выросли по сравнению с августом на 15 процентов (17% по отношению к сентябрю 2003 г.), на 8 процентов больше получила культура (+26,5% в сравнении с данными прошлого года), органы власти, управления профинансировали с ростом (+5,1% и +14,6% соответственно), правоохранительные органы (+14,5% и +9,2%). Особняком стоит здравоохранение, здесь по сравнению с прошлым годом расходы выросли на 19 процентов, но по отношению к августу наоборот сократились на 10 процентов. Под экономию в прошлом месяце попала в том числе и такая привилегированная статья, как строительство (-8,5% по сравнению с августом, -18,6% к сентябрю 2003 г.). Финансирование сельского хозяйства в августе подскочило в два раза (и почти в 3 раза к прошлому году), но в сентябре откатилось назад в такой же пропорции. Между тем наиболее болезненной может оказаться ситуация с ЖКХ, где расходы уже не первый раз оказываются ниже не только предыдущего месяца (-28%), но и сокращаются по отношению к прошлогоднему уровню (-13,4%). Последний штрих к итогам сентября - ситуация с государственным долгом Удмуртии и кредиторской задолженностью бюджета, здесь наблюдается одна и та же картина - госдолг медленно сокращается (-0,5% по отношению к августу), кредиторка неуклонно растет (+9,9%).
Рейтинг налогов в сентябре