Газета №42 (0690) / 14 октября 2004 г.
КАК ОНИ ЗАЩИЩАЛИ "РОДИНУ"
Скандалом оказалась отмечена прошедшая 8 октября в Ижевске конференция удмуртского отделения 'рогозинской' партии 'Родина'.
Ряд 'старых членов' парторганизации, не согласных с политикой назначенной 'сверху' и.о. председателя Натальи Кузнецовой, вынуждены были обратиться за поддержкой в СМИ, а место проведения конференции держалось Кузнецовой в строгом секрете от самих делегатов почти до самого начала мероприятия.
Как уже писал 'Д', конференция должна была закрепить тот административный переворот, который был начат в республиканской парторганизации еще несколько месяцев назад после согласования на пост ее руководителя замглавы местного отделения Пенсионного фонда Натальи Кузнецовой - одного из представителей республиканской номенклатуры и члена фракции 'Единая Россия' в Госсовете Удмуртской Республики.
Назначенная в августе президиумом партии и.о. председателя Удмуртского регионального отделения (УРО) г-жа Кузнецова, согласно источникам 'Д', принялась за дело сугубо административными методами. Инициативы членов местного актива, сложившегося еще до прихода в партию Кузнецовой, не только блокировались, но и вызвали у Натальи Федоровны подозрение в скрытой оппозиции лично ей.
Для того чтобы упрочить свое положение, Кузнецова через президиум 'Родины' в Москве приняла в партию 80 преданных лично ей новых членов, а также произвольно перетасовала списки местных организаций. В результате этих действий в семи местных отделениях оказалось 253 человека, а среди членов, входящих непосредственно в региональное отделение, - 110 (из них 80 по 'списку Кузнецовой'). Квота же на участие в конференции была определена по одному человеку на местное отделение и 12 от регионального отделения. Таким образом, даже если бы все пять местных отделений выступили против Кузнецовой, она в любом случае должна была получить абсолютный перевес в свою пользу - 12 против пяти.
Такое положение вещей не устроило 'старых' активистов удмуртской парторганизации во главе с бывшим и.о. председателя УРО Алексеем Рогозиным, однофамильцем российского лидера партии. Еще 4 сентября они пытались пройти на собрание членов регионального отделения, не включенных в местные организации, на котором должны были выбираться делегаты на конференцию. Однако 'оппозиционеры' не были допущены даже в здание школы, где проходило собрание. На входе их встретили два охранника из частного агентства, к которым потом присоединились три срочно вызванных сотрудника МВД в бронежилетах и с автоматами в руках.
В пятницу, 8 октября, ситуация стала еще более интригующей. Начало конференции было назначено на 17.00, но делегатам велено было собраться за час до этого в офисе партии, куда должна была позвонить Кузнецова и наконец назвать место проведения собрания. В 16.00 лидер инициативной группы 'оппозиционеров' Алексей Рогозин дал пресс-конференцию, на которой зачитал обращение к политсовету и президиуму партии 'Родина', в котором высказывались требования исправить нарушения партийного устава и норм внутрипартийной демократии, допущенные Кузнецовой.
Затем пришло известие, что конференция будет проходить в актовом зале профилактория 'Сосновый', куда и отправились на автомобилях делегаты, а за ними и журналисты. Здесь, напротив входа в здание профилактория, уже стоял серебристый Nissan издателя ижевской газеты 'Совершенно конкретно' Дмитрия Желнина, которого Наталья Кузнецова запланировала продвинуть на место заместителя председателя УРО партии.
У входа в актовый зал прессу, а также нескольких партийцев, пожелавших присутствовать на конференции в качестве наблюдателей, остановила крашеная блондинка бальзаковского возраста в сопровождении двух охранников в камуфляже. Выяснилось, что это сотрудница Пенсионного фонда и помощница Кузнецовой (как депутата Госсовета УР) Людмила Бердникова. Г-жа Бердникова заявила, что пресса регламентом не предусмотрена и пускать ее в зал не будут. На вопрос, с чем связана такая секретность, внятного ответа не последовало. Более того, имели место несколько попыток изгнать СМИ из самого здания профилактория. Лишь встречное требование журналиста 'Д' к охранникам предъявить документы, дающие им право на подобного рода действия, заставило их утихомириться и ограничиться пассивной обороной актового зала. Нервозно вели себя и некоторые другие участники конференции из 'списка Кузнецовой', угрожавшие прессе судебными исками в случае, если их фотопортреты попадут в газеты.
Вскоре в качестве делегата конференции зарегистрировался экс-сотрудник аппарата предыдущего ГФИ по Удмуртии Владимир Гарнов, который какое-то время возглавлял исполком УРО 'Родины'. Владимир Федорович пообещал прессе поднять вопрос о присутствии СМИ в зале - хотя бы для 'протокольной съемки'. Однако это предложение большинством голосов было отклонено уже на стадии включения в повестку конференции.
Конференция, как потом удалось выяснить 'Д', длилась аж пять часов, и это при том, что попытки 'оппозиции' расширить круг обсуждаемых вопросов потерпели полное фиаско. Прозвучали даже обвинения 'оппозиционеров' в стремлении сорвать конференцию и угрозы удалить их из зала.
Около часа ждали, когда починят принтер для распечатки бюллетеней для тайного голосования. 'Это Гарнов туда вирус запустил', - предположил Желнин о причинах неисправности принтера.
По результатам голосования с должности Кузнецовой сняли приставку 'и.о.', а Желнина, к неудовольствию даже части лояльных Кунецовой делегатов, сделали ее замом. В своей представительной речи издатель 'Совершенно конкретно' обещал 'вспахивать информационное поле' Ижевска в интересах партии. Все члены переизбранного Совета УРО 'Родины' оказались 'людьми Кузнецовой'.
Наблюдатели отмечают, что подобный итог для республиканского отделения 'Родины' не является чем-то случайным или уникальным среди других российских регионов. Напомним, что в свое время нечто подобное произошло в Удмуртии с бывшим 'Единством', которое под руководством чиновников здесь, как и везде, успешно трансформировалось в 'Единую Россию'. С момента поддержки Дмитрием Рогозиным Владимира Путина на президентских выборах и его разрыва по этой причине с Сергеем Глазьевым бывшая Партия российских регионов (ПРР), переименованная Рогозиным в 'Родину', стала выполнять на политическом рынке страны функции 'управляемой оппозиции' и младшего партнера партии власти. Согласно данным из целого ряда источников, 'вести' этот политический проект в стране сегодня поручено ФСБ (с чем, кстати, возможно, и связан перебор с 'секретностью' удмуртской партконференции, а также появление в партийных рядах Дмитрия Желнина, чья мама является действующим полковником УФСБ). Понятно, что в этих условиях сохранение в рядах партии людей с собственным видением ситуации и гражданской позицией оказалось излишним. Административный переворот в УРО 'Родины' был вполне закономерен.