фото Совет утвердил условия конкурса скульптур для будущего памятника, а меценат проекта - Строительное управление 'Электромаш' - объявил сумму призового фонда конкурса и принял окончательное решение, что крокодила будут лить из чугуна. Идея сделать крокодила неофициальным брендом Ижевска существует уже не менее десятка лет. С ней знакомо и политическое руководство города, ее поддерживает ижевская интеллигенция. Более того, когда проходил конкурс проектов ижевского герба, в некоторых из них присутствовало изображение крокодила. Тем не менее осознание того, что крокодил - это сугубо ижевское животное, а само название Ижевска может быть расшифровано как 'Крокодильск', до последнего времени оставалось для широких масс горожан тайной за семью печатями. Большинству населения пока неизвестно, что в царское время одним из прозвищ оружейников Ижевского завода (возможно, за их зеленые 'наградные кафтаны') было 'ижевские крокодилы'. Что само название города на реке Иж (Очш - по-староудмуртски) восходит к имени мифического водяного подземного ящера Оша древних удмуртов. И, наконец, что начиная еще с XIX века - как в царское, так и советское время - для ижевской мифологии характерны рассказы о крокодилах, систематически сбегающих в окрестные водоемы из цирка, зверинца или появляющихся из неких иных неизвестных мест. Так, например, приложения к 'Вятским губерн-ским ведомостям' 15 июля 1899 года в рубрике 'Из жизни Ижев-ска' опубликовали сенсационную новость, что несколько обывателей видели 'крокодила, который обитает в бездонном омуте Карлутки и по временам выходит на ея берега. Теперь здесь все и каждый мудрствуют, откуда мог забраться сюда крокодил:' Именно об этих вещах рассказал журналистам на состоявшейся после заседания Общественного совета пресс-конференции краевед Игорь Кобзев. Главный архитектор города Елена Чугуевская осветила вопрос о месте установки будущего памятника. По мнению членов Общественного совета, это должна быть обязательно центральная часть города - возможно, улица Пушкинская или Советская. Руководитель акционерного общества 'Электромаш' Андрей Метляков объявил размер призового фонда конкурса скульптур будущего памятника - 30 тысяч рублей. Победитель получит 15 000 рублей, сумма приза зрительских симпатий составит 5 000 руб. Оставшаяся часть суммы, 10 000 рублей, по предложению директора ВЦ 'ГАлереЯ' Надежды Михайловой, предназначена для номинации 'Сувенирная продукция'. Идея заключается в том, чтобы гости Ижевска, наконец, смогли увозить с собой отсюда оригинальный сувенир - неофициальный символ города 'Крокодильска'. На вопрос из зала - 'не будет ли наш крокодил таким же страшным чудовищем, как у скульптуры Церетели на Манежной площади в Москве, все-таки из чугуна?' - ответил член правления Союза художников УР, преподаватель Института искусств УдГУ Анвар Сафиуллин. Он напомнил, что есть 'церетели', а есть 'ажурное каслинское литье, которое поражает своей изящностью'. По его словам, для памятника крокодилу 'трудно найти более подходящий материал, чем чугун'. Координатор проекта Галина Тарануха напомнила собравшимся, что памятник крокодилу по условиям конкурса не может быть 'страшным', а должен 'органично вписываться в окружающую городскую среду и иметь юмористический иронический смысл'. Развивая эту мысль, директор Агентства политических коммуникаций 'Брусилов' Андрей Коновал подчеркнул, что где-где, а уж в Ижевске и Удмуртии к крокодилам в принципе не может быть каких-либо претензий - никаких конфликтов между человеком и этим представителем фауны здесь никогда не наблюдалось. Вообще, в современную эпоху (эпоху постмодерна) тенденция установки памятников мифологическим и литературным героям стала весьма модной в области городской скульптуры. Примеры тому - памятник тамбовскому волку в Тамбове; Чижику-пыжику на Фонтанке и тургеневской Муму в Петербурге; памятник Зайцу, который, как известно, перебежал Пушкину дорогу в 1825 году, чем заставил его отменить поездку в Петербург, где он точно бы принял участие в восстании декабристов и был бы репрессирован. Тему свободы, воплощенной в памятниках, продолжил руководитель 'Электромаша' Андрей Метляков. Отвечая на вопросы журналистов, он подчеркнул: 'Вся история крокодилов в Ижевске - это история о сбежавших крокодилах. И люди тоже должны стремиться к свободе - так же, как ижевские крокодилы. Эта мысль в конечном счете и побудила нас принять участие в данном проекте'.
фото ПОЛОЖЕНИЕ КОНКУРСА ПРОЕКТОВ "ПАМЯТНИК ИЖЕВСКОМУ КРОКОДИЛУ"
Организаторы:
ЗАО "Электромаш", ВЦ "Галерея", Исполнительная дирекция программы "Ижевск - культурная столица Поволжья 2004 г." Условия: 1. Участвовать в конкурсе могут все желающие за исключением членов жюри. 2. Участникам конкурса должны быть знакомы основы дизайна, проектирования и актуального искусства (public art). 3. Макеты и проектные разработки должны быть представлены в ВЦ "Галерея" не позднее 25 ноября 2004 г. 4. Автор макета - победитель должен курировать производственный процесс до момента установки памятника в городе. Требования к проектам: 1. Памятник должен отражать идею мифологического прошлого и настоящего г. Ижевска. 2. Проект должен учитывать реалистичность технической стороны изготовления (материал для скульптуры - чугун). 3. Памятник должен органично вписываться в окружающую городскую среду. 4. Памятник должен иметь юмористический иронический смысл. Этапы проведения конкурса: 30 октября 2004 г. - объявление конкурса. 1 декабря - 29 декабря - выставка конкурсных работ, подведение итогов конкурса, презентация, награждения. Январь - апрель 2005 г. - производственный процесс. Май - презентация скульптуры, работы по установке памятника. 12 июня (День города) - торжественное открытие памятника. Призовой фонд конкурса: Победитель - 15 000 руб. Приз зрительских симпатий - 5 000 руб. Призовой фонд номинации "Сувенирная продукция" (3 победителя) - 10 000 руб. Сроки: подача заявки на участие в конкурсе - до 1 ноября 2004 года; сдача конкурсных работ - до 25 ноября 2004 года. Заявки на участие в конкурсе принимаются по телефону 43-33-68,e-mail: mailto:gallery@udm.ru
Утка мира
'Холодную (т.е. - замороженную. - Прим. А.К.) свежую свиную или говяжью кровь смешать с пшеничной крупой, мелко нарубленным салом, измельчённым чесноком, но не очень густо, до консистенции хорошей сметаны. Из теста скатать кружочки диаметром 8-10 сантиметров, края прищипнуть. Сделать корзинку'. Такими не совсем привычными рецептами перепечей делились бабушки из села Бураново на Центральной площади у специально сделанной кирпичной печки.

Это лишь один из эпизодов под названием 'Перепечи против пиццы' от II этнофутуристического фестиваля 'Юмшан'. В состязании безоговорочно победил патриотизм - итальянский открытый пирог побоялся сунуться на ринг. Перепечи с удовольствием покупали и ели прохожие. Кто-то из них задерживался, участвовал в танцах под гармонь и получал поощрительные сто грамм самогона. На самом фестивале, проходившем в Театре оперы и балета, гуляли татары, башкиры, азербайджанцы, белорусы, корейцы, узбеки, немцы - всего 18 национальностей. Все молодые, большинство девушки. Некоторые из посетителей шутили - 'Ярмарка невест'. Организаторы пообещали учесть все ошибки этого фестиваля и провести на следующий год что-то не менее грандиозное. В этот вторник около входа в ИЗО-музей состоялись проводы лебедя. В оригинале обряд, сыгранный на площадке возле парадного подъезда, носит название 'Юсь келян'. Это один из моментов, осуществленный богатой на выдумки Надеждой Уткиной. Напомним, она возглавляет этноклуб 'УТКА' (Удмуртское Туристическое Креативное Агентство) и занимается продвижением всего финно-угорского. Праздник уток начался в пятницу в Республиканском ИЗО-музее. Там было озвучено научное обоснование всего утиного у удмуртов. По представлениям древних удмуртов, почти полностью совпадающим с общемировой мифологической традицией, земля со дна первичного океана была добыта уткой. У других народов это селезень, гагара или иные водоплавающие птицы. Но проект 'Финно-утки' гораздо шире, чем интерпретация древнего мифа. Он о творчестве и созидании, о парении духа и полете фантазии. По сути, это проект современного мифотворчества. 'Финно-утки' собирают под свое крыло всех, кто желает примкнуть к ним на основе творчества. И, конечно, в первую очередь, это люди культуры и искусства. Среди авторов, которые уже восхитились утками в одноименной с проектом художественной выставке: Сергей Орлов, Петр Семенов, Алексей Чернышев, Виталий Окунь, Зоя Лебедева и многие другие этнофутуристы. Проект 'Финно-утки' с лебедями не улетел. Он закончится вместе с марафоном культурных событий в Ижевске в конце октября.