В августе 2004 года на территории Удмуртии собрано 2 млрд 444,5 млн руб. налогов и сборов (без учета ЕСН). Это на 184,2 млн руб. меньше, чем в июле, и на 683,9 млн. больше, чем в августе 2003 года. В целом доходы даже с учетом средств территориального дорожного фонда снизились по сравнению с июлем на 11,6 процента, при этом налоговые поступления уменьшились на 20 процентов. Вслед за доходами почти на 10 процентов сократилась и общая сумма расходов консолидированного бюджета, а кредиторская задолженность увеличилась за месяц на 8,3 процента. Осложняют положение обязательства бюджета по погашению государственного долга Удмуртии, составлявшего на 1 сентября более 2,5 млрд руб. По итогам августа сумма госдолга сократилась на 1,1 процента за счет возврата в федеральную казну 20 млн руб. бюджетной ссуды и погашения 8,5 млн руб. банковского кредита. Ради исполнения этих обязательств властям пришлось отдать все августовские поступления от продажи собственности и подъесть остатки на бюджетных счетах. Сокращение остатков выглядит незначительно (-0,6 %) и касается не республиканского, а местных бюджетов, но все равно это сигнал о наличии дефицита денежных средств в консолидированном бюджете Удмуртии в целом. Если бы 1-процентный шаг погашения госдолга удалось выдерживать каждый месяц, то к середине следующего, 2005 года Удмуртия смогла бы отодвинуться от опасной черты попадания в категорию регионов-банкротов, однако добиться такой стабильности крайне проблематично. Пока единственным резервом Правительства УР остаются 1,073 млн руб. остатков на счетах республиканского бюджета (еще 130,2 млн руб. по ситуации на 01.09.04 г. числилось на счетах местных бюджетов). По мере их проедания единственным ресурсом покрытия разрывов между необходимыми расходами и доходами станут банковские кредиты, что приведет к росту госдолга. При этом долг Удмуртии перед федеральной казной по бюджетным ссудам - 1,042 млрд руб. на 1 сентября - был фактически равен остаткам средств в удмуртском бюджете, и если в оставшееся до конца этого года время республика будет гасить его теми же темпами (по 20-30 млн руб. в месяц), то к началу 2005 года долг по федеральным ссудам все равно будет оставаться очень большим - порядка 950 млн руб. Поскольку с 1 января прежняя бесплатность пользования ссудами отменяется, это означает, что в будущем году Удмуртии придется не только погашать долг за полученные ссуды, но и платить по ним проценты, так же как по банковским кредитам. В принципе, чтобы избежать выплат по процентам, Правительство УР могло бы погасить сумму госдолга в части федеральных ссуд уже сегодня, но тогда, учитывая нестабильность доходов, резко возрастет риск задержек по выплатам заработной платы и расчетам с энергетиками. табл. В августе расходы консолидированного бюджета отличались значительно большей сдержанностью, чем в июле. По сравнению с предыдущим месяцем увеличение финансирования коснулось только трех основных статей: сельское хозяйство (+2,1 раза), транспорт (+23,4 %) и государственные СМИ (+7,5 %). Расходы на здравоохранение остались почти на том же июльском уровне (-1,6 %), а затраты на образование (где в июне-июле прошли выплаты отпускных) в августе снизились на 21,7 процента. Снижение финансирования по статьям 'культура' и 'социальная политика' составило в августе соответственно 15,2 и 23,5 процента, а на жилищно-коммунальное хозяйство - 25,1 процента. Любопытный факт - на начало 'террористической войны' затраты на правоохранительную деятельность из бюджета Удмуртии уменьшились на 13,1 процента. Меньше, чем в июле, оказались и августовские расходы на органы власти и управления (-16,6 %), что так же, как и в сфере образования, связано с выплаченными ранее отпускными. Особая (в силу возведения в ранг государственной политики) статья в расходах удмуртского бюджета - строительство - в августе финансировалась на 4,4 процента хуже, чем в предыдущем месяце, при этом в июле расходы на строительство также снижались по отношению к июню на 22,3 процента. Между тем за восемь месяцев 2004 г. строительная отрасль республики освоила уже 990,5 млн руб. бюджетных средств, что почти на 20 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Основной доходный источник, давший сбой в августе, - налог на прибыль, поступления от которого снижались на протяжении июля-августа ежемесячно на 16,3 процента, однако судить о том, является ли это тенденцией, можно будет только по итогам третьего квартала. Два налога, частично компенсировавшие в августе снижение доходов от всех остальных налоговых источников, - это платежи за пользование природными ресурсами (+16,7 %) и налог на имущество (+3,3 раза). В целом же сбор налогов на территории Удмуртии в августе снизился на 7 процентов, однако это чувствительно задело только республиканский бюджет, чуть-чуть коснулось местных бюджетов и совсем не тронуло федеральную казну. Причина - уровень централизации бюджетных ресурсов в августе изменился на 2,8 процента в пользу Москвы.
Рейтинг налогов в августе