фото Магическая формула новорусских государственников, впервые публично произнесенная в этот день президентом России: 'Полагаю, что высшие должностные лица субъектов РФ должны избираться законодательными собраниями территорий по представлению главы государства', - неоднократно озвучивалась и раньше региональными лидерами, в том числе и президентом Удмуртии Александром Волковым. Однако в речах губернаторов это всегда выглядело как особо изощренная форма чиновничьего подхалимажа. В устах президента России - как объявление очередной революции сверху. Мотивировка этого революционного решения: 'В целях обеспечения единства государственной власти и последовательного развития федерализма необходимо совместное участие федерации и ее субъектов в формировании исполнительных органов власти в территориях России', - похожа на парадокс. И с точки зрения формальных принципов демократии случившееся 13 сентября можно считать днем окончательной победы бюрократии над гражданским обществом. Региональные руководители, успевшие минимизировать свои риски потерять власть в процессе выборов, вроде бы добились максимума - теперь для сохранения положения им достаточно просто выстроить отношения в политическом отделе кадров Кремля. Между тем первый шок в понедельник должны были испытать именно они. Какие чувства, к примеру, мог испытывать президент Удмуртии, со времени переизбрания которого на очередной пятилетний срок прошло ровно полгода? Все, что смогла выдавить из себя пресс-служба Президента и Правительства УР в тот день, это приписать к сухому пересказу случившегося одно предложение: 'Президент Удмуртской Республики Александр Волков, прервав очередной отпуск, принял участие в расширенном заседании Правительства России'. И снова отправился осуществлять свое конституционное право на отдых. Даже спустя сутки так и не дождавшееся комментариев официальное республиканское телевидение вынуждено было ограничиться коротким сюжетом о том, что главный федеральный инспектор по Удмуртии Александр Кобзев поддерживает решение Президента РФ. Как будто сотрудник президентской администрации может занимать какую-то другую позицию. И лишь в среду утром комментарии первых лиц республиканской власти были, наконец, сформулированы. Если случившееся 13 сентября - революция, пусть даже и сверху, то смысл ее может заключаться только в одном - одномоментной смене всех губернаторов и президентов, находящихся у власти в своих регионах по десять и более лет. В этом безусловно очень радикальном шаге есть своя логика. За десять лет, с 1993-го по 2003-й год, в регионах сложились замкнутые сами на себя системы, которые 'фильтруют' через свое нутро все и вся. И надеяться на то, что эти региональные кланы обеспечат рывок России в светлое будущее, даже не приходит в голову. Единовременно и в ближайшей перспективе провести модернизацию региональной власти путем оказания влияния на выборы или через введение временных администраций в регионах-банкротах практически невозможно. Вариант с выборами не синхронен по времени и у президента Путина нет здесь общественного инструмента влияния - все партии, претендующие на власть, тут же подбираются бюрократией. Второй вариант с процедурой банкротства тоже не прост и ущербен для имиджа, под критерии регионов-банкротов попадет чуть ли не две трети России. Однако, видимо, не все так просто. Оправившийся от шока российский истеблишмент уже на другой день начал развивать мысль президента. Теперь согласно этим мнениям - новая система будет существовать одновременно со старой, то есть все уже избранные региональные лидеры должны досидеть свои законные сроки. В этом случае 13 сентября - не революция, а контрреволюция, направленная на реставрацию советских порядков. И нет речи ни о какой мобилизации власти и общества для вывода страны на качественно иной уровень. Став главой государства, Путин, конечно, уже не раз демонстрировал компромиссность по отношению к политической элите, но это было в его первом сроке. Между тем заявленное ограничение демократического права любого гражданина избирать и быть избранным слишком фундаментально. И требует адекватной платы со стороны власти. Один символический суд над Ходорковским - слишком мало. Гражданское общество, соглашающееся на конституционное перераспределение прав в пользу верховной власти, должно увидеть (причем еще до того, как парламенты утвердят новые законы), как власть очищается от коррупции. Но здесь возникает резонный вопрос о способности нынешних силовых структур, чьи руководители прожили последние десять лет в тех же условиях, проводить очищение власти и коррумпированного менеджмента. Мелочь, но любопытно: министр внутренних дел Удмуртии Арзамасцев и начальник Управления ФСБ по УР Вертунов так же, как и президент Удмуртии, встретили события 13 сентября в отпусках. Пока же не наступила ясность, руководство Удмуртии уже заявило о своем желании довести до логического конца другой тезис президента Путина: 'Руководители регионов... должны оказывать большее влияние на формирование органов местного самоуправления. Консультации со специалистами показывают, что такие возможности в рамках действующей Конституции имеются...'. Как сообщается в пресс-релизе, опубликованном вчера в 'Известиях УР', председатель Правительства УР Юрий Питкевич 'заметил, что следующим логическим шагом должно стать разумное решение по отношению к органам местного самоуправления'. А в расположенном рядом интервью Президент УР Александр Волков высказывается еще более откровенно: ' :если такая же система не будет перенесена на города, на районы, то в единой системе власти опять будут разрывы. И эффективной эта система не будет'. Получив разъяснения председателя ЦИК Вешнякова по поводу ситуации с уже выбранными губернаторами и президентами, Александр Волков, похоже, окончательно успокоился: 'Я всегда был против выборной системы, и, по крайней мере, с моими собственными убеждениями предложение Президента России полностью совпадает', - заявил президент Удмуртии в интервью, опубликованном в 'Известиях УР'.