Культуролог и историк Ижевска Игорь Кобзев Другими словами, градостроительная политика начинает влиять на долгосрочные перспективы развития Ижевска. По сути, именно сегодня закладываются основы того, в каком городе мы и следующие поколения ижевчан будут жить завтра, какой вообще предстоит стать столице республики. К сожалению, многие важные решения принимаются властями и архитектурными чиновниками волюнтаристски, без реального обсуждения со специалистами и общественностью, часто в ущерб не только принципу рациональности (комфорт горожан, оптимальное расходование средств и пр.), но и во вред историко-культурному и эстетическому потенциалу города. На эти темы мы побеседовали с известным культурологом и историком Ижевска Игорем Кобзевым.
- Игорь, в чем вы видите основные культурные и гуманитарные проблемы Ижевска?
- Как известно, главным градо-культуро-образующим фактором Ижевска суждено было стать заводу. И завод же является в Ижевске главным градо-культуро-разрушающим фактором. Дело в том, что, как и положено механизму, завод существует последним временным срезом культуры или, если угодно, исторической памяти. Ее напластования, живые 'древесные кольца' накапливаются долго - 'спиливаются' же мгновенно. Гуманитарные цели до настоящего времени в Ижевске легко приносятся в ущерб утилитарным потребностям, связанным ранее с задачами военного производства, а сегодня с политическими или коммерческими интересами. Мы не так много имеем в Ижевске, но и то, что имеем, - не ценим и не бережем. За короткий срок на рубеже веков в городе были проведены, по сути, погромы ряда исторических памятников.
- Например?
- Например, взорван уникальный ампирный цирк; на территории завода 'Ижмаш' уничтожено здание кричной фабрики XIX века архитектора Семена Дудина, на Арсенальной площади разрушен старый пороховой погреб периода первой мировой войны. Есть потери менее, на первый взгляд, заметные, но не менее показательные для общей культурной атмосферы - сломана редкая бревенчатая обшивка плотины Ижевского пруда, сделан пролом в 'николаевской' ограде Летнего сада, исчезла ограда 30-х годов перед старым Домом правительства (Советская, 1). Жаль, что власть почти не советуется с людьми, знающими историю города. О задуманных 'погромах' или безграмотной реконструкции не сообщается ни специалистам в области местной истории, ни республиканскому Обществу охраны памятников истории и культуры, ни Национальному музею УР. Недопустимо, что сегодня между домом правительства и зданием Национального музея собираются возводить кафе с танцевальной площадкой (насколько можно судить по словам работающих там строителей). Есть опасность, что кафе закроет обзор на чудный ампирный портик Арсенала, лишит неспешной, нешумной лирической интонации этот тихий уголок в центре Ижевска и убьет ампирную пустоту Арсенальной площади.
- Какой могла бы быть альтернатива?
- На месте планируемого кафе соразмерным Арсенальной площади, стилистически связанным с архитектурой ампира - петербургского и особенно английского (в Англии использование якорей в архитектуре ампира вошло в моду со времен Нельсона) - и по-петербургски графическим (черный силуэт на фоне желто-белого ампира) выглядел бы памятник в честь ковавшихся на Ижевской якорной фабрике XVIII века для русского военного флота якорей. Тем более что большой адмиралтейский и три малых якоря старой ковки, а также тяжелые корабельные цепи, на которых, звеня и гремя, качалась бы детвора, еще в 1988 году были привезены мною специально для этого и давно ждут своей участи во дворе Арсенала. Ижевск беден памятниками, а тут давно лежит во дворе готовый монумент, достойный уважающего себя города. Исследователь якорного дела Л.Н. Скрягин в книге 'Якоря' (М., 1978) утверждал: 'Каждый якорь, сделанный на Урале, справедливо заслуживает название 'царь-якорь', и каждый из найденных уральских якорей достоин того, чтобы установить его на самом почетном месте, как это сделали с 'царь-пушкой' и 'царь-колоколом', хотя первый ни разу не выстрелил, а второй ни разу не зазвонил, в то время как якоря Урала долго и верно служили русскому флоту при Ушакове, Лазареве и Нахимове'. Кроме того, не следует забывать, что здание Арсенала сооружено Семеном Дудиным по образцу 'островной' архитектуры Сального буяна Тома де Томона в Санкт-Петербурге. К белым портикам невских складов-буянов приставали когда-то для разгрузки корабли, может быть, с ижевскими якорями.
- Вы где-нибудь озвучивали эту идею?
- Конечно. Ее давно знают главный художник города Елена Станиславовна Чугуевская и архитектор Сергей Макаров, поддерживают сотрудники Национального музея. Полгода назад от имени музея мы написали об этом письмо вице-мэру Сергею Протозанову (он когда-то на флоте служил), но пока - никакого ответа.
- У вас есть свое видение стратегического развития городского пространства?
- Я уже говорил, что Ижевск до сих пор остается скорее заводом, чем городом, поэтому ощущает мир не зрением, а утилитарно. Город как бы 'не видит' себя и давно привык к этому. С отсутствием органов зрения в организме Ижевска связаны визуальные провалы последовательности и распознаваемости города не только его жителями, но даже и архитекторами, связана хаотичная и невнятная композиция городского пространства. В сложившейся ситуации разросшемуся 'заводскому поселению' следует помочь увидеть себя, эстетически собрать свое безглазое тело из кишечно-конвейерного нагромождения построек. При этом важно не навязывать городу извне ту или иную композиционную схему, а суметь разгадать среди банальной и спутанной монотонности застройки код его своеобразия и неповторимости, повторить эстафету исторической и визуальной традиции.
- В чем, по-вашему, состоит эта традиция?
- Ижевск родился на пересечении двух осей - водной (вдоль реки Иж) и сухопутной, проходящей через плотину Ижевского пруда и ведущую на камскую пристань Ижевского завода (с. Гольяны). Композиционным шарниром, скрепляющим главные оси города, является гудящий гидроузел с Оружейной башней завода. Башня когда-то идеально просматривалась с обеих главных осей и центрировала историческое ядро города. Вдоль 'водной' оси Ижевска разрослась преимущественно промзона, а вдоль дороги на Каму шел сначала Александро-Невский проспект (ныне улица Советская), а потом появилась дублирующая его эспланада (от Арсенала и Дома правительства к пруду. - А.К.). Эту систему 'парадных' площадей и скверов, пусть даже и прерываемую 'зданиями-островами', следовало бы продолжить далее - в район Культбазы. Следует развивать эту, условно 'пешеходную', ось зрительно - на это обращали внимание еще архитекторы 'Ленгорпроекта', разрабатывавшие Генеральный план города. Район Культбазы - а это холм, с которого виден весь город, - рассматривался ими как резервная территория. И сегодня я боюсь, как бы его не застроили девятиэтажками. Конечно, серьезным препятствием продления этой оси от Арсенала сейчас является радиозавод, но это не так страшно - ось может быть и 'сдвинута'. Нужно обыгрывать сочетание симметрии и асимметрии, это не скучно. Используя опыт стилобатного строительства французских зодчих, можно было бы надстроить пешеходные платформы, с которых вся застройка спальных районов казалась бы фоновой и взору бы открывались окружающие Ижевск леса. Такой подход применялся и применяется не только в Париже, но и в других городах Франции, менее населенных и менее значительных по промышленному потенциалу, чем Ижевск. В промзоне вдоль реки Иж также можно создать пешеходно-обзорную мегаплатформу - систему соединенных мостиками и атриумами платформ, - террасами спускающуюся к реке Иж, а с противоположной стороны соединяющуюся с естественными холмами, спрятать приближенную к водному центру города зону психологического дискомфорта - транзитные железнодорожные и автомобильные магистрали, торговые базы, ремонтные мастерские, гаражи, заводы. Высокие здания можно встроить в платформы. В Ижевске люди с трудом ориентируются в городском пространстве. Знают только, как доехать из своего 'спального района' до работы, а на самом деле у нас очень компактный город и все здесь достаточно близко - нужно лишь выявить его композиционную структуру. Мне кажется, что нам все-таки должен быть ближе 'европейский' подход, который в отличие от 'американского' предполагает взгляд на город с точки зрения не водителя автомобиля, а пешехода. Градостроительное развитие Ижевска - тема глобальная, и в короткой беседе ее всю, конечно, не раскроешь. Важно, чтобы люди, которые принимают важнейшие градостроительные и архитектурные решения, понимали необходимость учета исторического и культурного контекста, который часто сам подсказывает наиболее интересные и оптимальные решения.